Гривны из памятников Крыма римского времени

Под римским временем принято обозначать период с I в. до н.э. по IV в. н.э. включительно. В этот временной отрезок в Крыму жили, в частности, греки-колонисты, скифы, сарматы и готы. Гривна, в первом приближении, это металлический обруч, который одевается на шею. Однако уже такая формулировка предполагает оговорку. Некоторые гривны, в том числе найденные в Крыму, не являлись, судя по захоронению, нашейным украшением. Так, например, экземпляр из подбойной могилы из некрополя Совхоз 10 не может быть строго классифицирован как гривна. В могиле он располагался на уровне пояса одного из погребенных (IV в. н.э). Диаметр его так же не типичен для гривны (7,5 см.).

Шейные гривны изготавливались из толстой проволоки (дрота), иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами. Гривны редко застёгивались, чаще они были сжаты так, что их концы заходили далеко друг за друга. Носились на шее по одной и по две, иногда вместе с ожерельями. Украшались орнаментом или насечками. Конструкция гривны менялась с течением времени. Неизменной оставалась жёсткость конструкции, дошедшая и до наших дней.

Гривна, золото, 1 в. до н.э..jpg

Предназначение гривны так же не вполне очевидно. Точнее, у разных народов в разное время традиция ношения гривны имела специфические особенности. Для одних культур, гривна, прежде всего, мужское украшение, для других – женское. Бывало, в процессе исторического развития, что гендерные стереотипы относительно ношения гривны менялись самым радикальным образом. Так, вероятно, дело обстояло у галлов. Изначально женское украшение, гривна, в итоге, стала символом военного достоинства мужчин-вождей. Подобным же образом дело обстоит и со «статусным» ношением гривны. Из исключительного украшения знати, гривна, становится обыденным атрибутом для рядового населения (у некоторых народов).

С функционалом (предназначением или смыслом, вкладываемым в гривну древними) украшения дело обстоит следующим образом. Металлический обруч одетый на шею являлся формой защиты от недобрых духов. Вся эта нечистая сила, как считалось, способна проникать в человека через незащищённые участки тела. Каждый участок тела — голова, запястья, пальцы, лицо и другие области, не прикрываемые элементами одежды, старались защитить различными магическими атрибутами. Для шеи предназначалась именно гривна. Кроме того, считалось, что шейная гривна препятствует тому, чтобы душа покинула тело.

1-3.jpgГривны достаточно редко встречаются в крымских памятниках античной эпохи. Некоторая часть крымских гривен либо не опубликована, либо введена в научный оборот сравнительно недавно. Показательной, важной и обобщающей научной работой по гривнам Крыма римского времени, является статья А. А. Стояновой – «Гривны из памятников Крыма сарматского времени». Автор статьи рассматривает гривны, найденные в скифо-сарматских памятниках Крыма II в. до н.э. – IV в. н.э. Этот научный труд важен в том отношении, что его автор предлагает обстоятельную классификацию гривен. Главный классификационным критерием является способ оформления окончаний гривен. По этому признаку автор выделяет 10 типов найденных в Крыму гривен или того, что может быть определено как гривна, в том или ином отношении. Всего, речь идет о 49 экземплярах, которые было возможно изучить и типологизировать.

На сегодняшний день в специальной литературе нет достаточно аргументированных гипотез по поводу происхождения традиции ношения гривен у населения Крыма римского времени. Отчасти, данное незаполненное место связано с недостаточностью археологических данных. Сложно строить научные обобщения на основании отдельных, причем существенно отличающихся друг от друга находках.

Типы замка “петля-крючок” у гривен Северного Причерноморья..pngНаиболее распространенными в Крыму были гривны с окончаниями, оформленными в виде крючка и петельки. Они составляют 47% всех учтенных изделий и происходят из комплексов конца I в. до н.э. – первой половины III в. н.э., преимущественно из захоронений Усть-Альминского некрополя и могильника Нейзац. Примечательно, что большинство аналогий гривнам этого типа сконцентрировано на Боспоре, причем некоторые из них были сделаны из золота. Вероятно, выполненные из более доступного материала – бронзы или железа – «варварские» гривны являлись подражанием ювелирным изделиям боспорских мастеров или выполнялись последними на заказ.

Интересно отметить, что в тех случаях, когда археологи сумели определить половую и возрастную принадлежность погребенных вместе с гривнами людей, выяснилось, что в 13 из 18 случаев (Крым римского времени), гривны сопровождали детские костяки. Вопрос об особой «детской» культуре ношения гривны среди скифо-сарматского населения Крыма остаётся открытым.

Наиболее ранние гривны римского времени в Крыму сосредоточены в комплексах II–I вв. до н.э. из позднескифских могильников Беляус, Левадки и Кара-Тобе, причем по своей форме они близки украшениям из кочевнических скифских погребений IV–III вв. до н.э. По всей видимости, в IV в. н.э. гривны практически исчезают из традиционного костюма жителей полуострова. К этому времени относятся только два экземпляра, найденные в могиле из Нейзаца и в погребении из могильника Совхоз 10.

С определенной долей вероятности, мы можем говорить о практике украшения гривен бусами и подвесками (позднескифская традиция). В пользу этого свидетельствуют декорированные гривны из Усть-Альмы и Неапольского могильника. Ранние позднескифские гривны, в отличие от украшений римского времени, не имеют аналогов в античных памятниках, при этом типологически близки гривнам, известным в скифских захоронениях IV–III вв. до н.э..

Сарматская шейная гривна II-III век н.э..jpgВероятно, пришедшие на полуостров сарматы, впитали обычай ношения гривен посредством соприкосновения с местными скифами (позднескифская традиция). Причем, произошло это не сразу. Надо сказать, что гривны, конечно, использовались сарматскими кочевниками и ранее, это археологический факт (комплексы сарматских захоронений в Нижнем Поволжье, на Дону и Северном Причерноморье). Однако до заселения Крымского полуострова сарматские гривны были как правило золотыми или серебряными; являлись статусным атрибутом зажиточных и/или привилегированных представителей сарматского населения. В Крыму, судя по известным захоронениям, в сарматской среде происходит обесценивание «аристократической» значимости гривны.

Шейная гривна 4 - 5 век Золото, стекла; литье Диаметр 22 см.jpgЧто касается использования гривен у германцев, появившихся в Крыму в III в., здесь мы можем говорить ещё менее уверенно. С одной стороны, для костюма восточных германцев гривна была совсем не характерна. Однако влияние традиций местного населения никто не отменял. В пользу рецепции уже сарматской традиции использования нашейных украшения у германцев, говорят два захоронения с гривнами из Чатырдагского некрополя (вторая половина III в. н.э.). Тем не менее, определенно говорить о распространении данной традиции у крымских готов, мы не имеем достаточных оснований.