Срубная культура

В начале XX в. русский археолог В.А. Городцов выделил три последовательно сменявших друг друга в степях Восточной Европы культуры эпохи бронзы: ямную, катакомбную и срубную.

Срубная культура или срубная культурно-историческая общность бронзового века получила свое название от погребений, совершенных в деревянных срубах, которые опускали в могилы, перекрытые курганными насыпями. В 50-х гг. XX века срубную культуру разделили на три этапа: срубный (XVI – XIV вв. до н.э.), сабатиновский (XIII – XII вв. до н.э.) и белозерский (XI – IX вв. до н.э.). В настоящее время ряд исследователей пришли к мнению, что сабатиновская и белозерская это не только этапы срубной, но их можно рассматривать и как отдельные археологические культуры.

pic43.jpg

В Крыму границы между тремя культурами улавливаются с трудом. Вероятно, это объясняется тем, что в эпоху поздней бронзы резких смен населения на полуострове не происходило. В Крым, конечно, периодически появлялись группы пришлого населения, но во всех случаях они сталкивались с местными, издавна населявшими крымские степи. Контакты пришлого и местного населения археологически выражалось в захоронениях, сочетавших в себе черты разных культур. По этой причине, для Крыма, лучше говори не о культурах, а о периодах, срубном, сабатиновсом и белозерском, синхронных соответствующим культурам, в ареал которых Крым входил как периферийная, своеобразная территория.

В период поздней бронзы продолжают хоронить в курганах. Для погребений выкапывали прямоугольные ямы или сооружали каменные ящики. Захоронения совершали на боку, с руками, согнутыми в локтях так, что кисти оказывались перед лицом. В могилах находят обычно сосуды и кости животных, иногда встречаются бронзовые ножи, булавки и серьги, мелкие поделки из кости, каменные терочники и некоторые другие вещи.

стратиграфия воробьево.png

Погребальные и ритуальные памятники XV-XII вв. до н.э., распространенные в степной части полуострова, входят в историко-культурную общность, охватывающую степные и лесостепные районы Южного Урала, Нижнего и Среднего Поволжья, Дона и Северского Донца. В Крыму срубные погребения, в отличие от ямных, широко распространены в центрально-крымской равнинной степи. Они относятся к бережновско-маевской (южной) срубной культуре.

погреб срубное.pngСрубные памятники представляют собой захоронения в курганах - как круглых, так и вытянутых, овальных в плане. Покойники похоронены и обычных могилах или прямоугольных каменных ящиках; а в одном случае (курган № 11 у с. Красноярское в Северо-Западном Крыму) встречено овальное в плане могильное сооружение, стенки которого выложены из плиток известняка: культура носит мегалитический характер. Умершие положены в скорченном положении на боку с руками перед лицом, головой, как правило, к северо-востоку. Но некоторые срубные погребения, например, в курганах Красноперекопска (9/2) и у с. Дальнее (3/4) в северо-западной части полуострова, совершены по обряду трупосожжения.

Для срубной культуры Крыма весьма характерны также каменные сооружения за пределами могил. Насыпь нередко окружена кромлехом, иногда в виде наброски камней. Он показывает, что диаметр кургана был в древности намного меньше, чем в настоящее время, а высота, соответственно, больше. В кургане близ с. Октябрьское на Керченском полуострове (диаметром около 30 м) умерший был помещен в каменный ящик, окруженный тремя концентрическими кругами из уплощенных известняковых камней, положенных на древнюю дневную поверхность, диаметром 30, 18 и 12 м. Так как за тысячелетия насыпь расплылась, можно думать, что ее первоначальному диаметру отвечает среднее или даже внутреннее кольцо. Аналогичен описанному курган № 1 близ пос. Аджимушкай (Керчь). Иного типа сооружение выявлено в кургане № 77 Акташского могильника на Керченском полуострове: частично углубленный в землю каменный ящик с погребенным находился внутри квадратной оградки. Такие оградки открыты также в курганах Аджимушкая (№ 3, 4) и у с. Далекое на Тарханкуте.

Интересен полностью раскопанный Луговской могильник в центральной части полуострова, где (в отличие от низменной степи Присивашья) четко выражены курганные группы, тяготеющие к водоразделам. Могильник представлял собой шесть курганов, расположенных в ряд. Пять из них были длинными и содержали погребения, а шестой служил лишь святилищем. В луговских, а также еще в двух других курганах, сооружены так называемые аллеи - святилища с захоронениями.

Аллеи должны рассматриваться не только как культовые, но и как погребальные сооружения, о чем свидетельствуют захоронения, совершенные с соблюдением симметрии между стенами у их конца. Эти погребения, обычно в каменных ящиках, в одном случае с антропоморфной стелой, а в другом — по обряду трупосожжения и со сравнительно богатым инвентарем, принадлежат лицам высокого социального уровня, вероятно жрецам. Курган у с. Сусанино представлял собой культовый комплекс, включавший жертвенную яму, две прямые каменные стены, параллельные друг другу, примитивные антропоморфные стелы и погребение, совершенное уже тогда, когда сооружение просуществовало определенное время. Крымские аллеи, соединяющие пару курганов, не уникальны и находят близкие параллели, например, в таких курганных могильниках, как Кичкас II (Нижнее Поднепровье) и у с. Баштановка (Одесская обл.).

план воробьево.png

Как видим, появление в срубной культуре Крыма длинных курганов обусловлено распространением святилищ-могильников с аллеями. Предназначение последних остается пока не совсем понятным, но все же следует обратить внимание на то, что каждая пара длинных стен, соединенных между собой, может рассматриваться как символ числа "два", чрезвычайно популярного у срубных племен. Об этом свидетельствуют так называемые «загадочные» знаки на срубных сосудах, расположенные асимметрично и не являющиеся орнаментом. На подобных культовых сосудах «два» обозначается, в частности, различными парными знаками: в виде подковки, букв П и Ш, сегмента, овала, четырехугольника, колеса. Встречаются на сосудах и пары сдвоенных знаков, сопоставимых с аллеями, имеющими двухпанцирные стены или соединяющие два кургана.

Срубный баночный сосуд из Полянского могильника в Татарстане проливает свет на смысл двойных знаков: там они даны рядом с рисунком двух брачных пар лошадей. Следовательно, сосуды со знаками могли рассматриваться срубниками как магические предметы, способствовавшие плодовитости скота. Последняя же связывалась, с одной стороны, с возрождением съеденных животных, а с другой — с сексуальной силой человека-жреца, шамана. Поскольку в людях, похороненных в аллее, исследователи обоснованно усматривают служителей культа, можно думать, что аллеи были святилищами, где совершались обряды, связанные с культом размножения, плодородия и возрождения, к которому считались причастными и похороненные в аллеях жрецы. При закрытии описанные святилища перекрывались насыпями.

Срубные сосуды в Крыму, как и во всем срубном ареале, — баночной и острореберной формы, причем некоторые из вторых в верхней части украшены веревочными, прочерченными и гребенчатыми узорами (цепочки простых и штрихованных треугольников, горизонтальные линии, зигзаги и пр.).горшок луговое.png

В отличие от каменско-ливенцовского и сабатиновского населения, срубные мигранты в Крыму не знали прочной оседлости (которая характерна для срубников в бассейнах Дона и Волги) и занимались в основном скотоводством. Если местные сабатиновские племена оставили поселения, то срубный этнос в Крыму характеризуется только погребальными памятниками. Отсутствуют также данные о контактах между сабатиновскими и срубными племенами в Крыму, но они прослежены в Нижнем Поднепровье.

Срубная общность приписывается ираноязычному населению. Срубники близки в антропологическом отношении к ямникам, но резко отличаются от носителей катакомбной историко-культурной общности. В Крымской ямно-срубной серии черепов преобладает восточносредиземноморский долихокранный (длинноголовый) тип с высоким и средним лицом, а в катакомбной - мезокранный (с головой средней длины) низколицый.

Во II тыс. до н.э. в степях Северного Причерноморья наступает подлинный бронзовый век. Обнаружены большие серии металлических орудий, в частности серпы, ножи, топоры-кельты, боевые кинжалы, наконечники копий и стрел, котлы и украшения. Найдены также каменные формы для отливки бронзовых изделий. Открыты так называемые погребения литейщиков, сопровождаемые каменными формами, бронзовыми орудиями и ломом для их производства. Крым по каким-то причинам оказался в стороне от этих процессов. В это время он являлся окраинную область, как в географическом, так и в культурном отношении. Правда, каменная форма для отливки кельта найдена при раскопках Кировского поселения на Керченском полуострове. Обломки форм находили и в других местах. В кургане у с. Крыловка (Первомайский район) находился маленький клад литейщика, состоящий из трех бронзовых слитков, двух серпов и топора.

 

 

 

 

Список литературы
Археология: Учебник / Под редакцией академика РАН В.Л. Янина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. — 608 с.
Храпунов И.Н. Древняя история Крыма. – 3-e изд., стереотипное. – Симферополь: издательство «ДОЛЯ», 2007.
Колотухин В.А. Поздний бронзовый век Крыма. - К.: Стилос, 2003. - 139