Средневековые храмы бассейна реки Черной

Бассейн реки Черной в горной части Крыма в историко-географическом плане соотносится с обширным районом в Юго-Западной Таврики, расположенным в пределах северного склона Главной гряды. В сложном рельефе региона выделяются плато, склоны и отроги Байдарской и Ай-Петринской яйл, береговых (Кокия-Бель, Биллер и т. д.) и боковых (Маркур-Малле, Беш-Йол, Атлаус, Вауша, Кордон-Баир и т. д.) хребтов; межгорные котловины (Байдарская, Варнутская, Узунджа, Хайту, Ай-Димитрий); глубокий каньон реки Черной и ущелье ее основного левого притока Сухой речки. С северо-востока описываемый район граничит с бассейном реки Бельбек.

Позднесредневековые поселения горной Таврики сложились в конце XIV – начале XV в., в процессе формирования в Крыму трех государственных образований княжества Феодоро, Генуэзской Газарии и Крымского ханства. Это были городища и селища с прилегающими округами с элементами хозяйственных комплексов (кошары, земельные наделы, производственные постройки, гидротехнические сооружения). Их связывала развитая система путей сообщений с дорогами для гужевого и вьючего транспорта. Множество отдельно расположенных культовых комплексов – христианских храмов, в горной части бассейна реки Черной, были вынесены строителями за пределы поселений. Всего их насчитывается в этом районе более двух десятков.

История их изучения начинается в XIX в., сведения о развалинах христианских древностей встречаются на страницах записок многочисленных путешественников. Так, В.Х. Кондараки следующим образом описывает храм на мысе Ай-Тодор:

«На прилегающей к маяку скале отлично сохранившиеся очертания небольшой церкви, без сомнения воздвигнутой каким-нибудь набожным христианином давно минувших веков с целью остановить внимание проходящего морехода и заставить спросить помощи или благословения на дальнейшее плавание"

 

Большинство известных на сегодняшний день памятников этого типа были обследованы и зафиксированы в 1950-70 гг. Из новейших исследований отметим раскопки храма на Кильсе-Буруне, проведенные в 2016–2017 гг. Н. П. Туровой. По своему местоположению изучаемые храмы можно разделить на четыре группы:

  1. расположенные на горных перевалах – Давульджи (Вау(х)ша), Сандык-Кая (подножие), Куртлер-Богаз;
  2. на отдельных возвышенностях, вершинах или горных мысах – Кильсе-Баш, Ай-Тодор-Бурун (Кармизы-Исар), «Высота 207» (каньон реки Черной), Кара-Джапул, Килиса, Мачу, Кильсе-Баир, Френк-Даг, Азис-Баир, «Высота 601» (Байдарская яйла), Кильсе-Бурун;
  3. на склонах у дорог – Аша-Тарла (Манаклар-Дере), Пилав-Тепе;
  4. у водных источников – урочище Текне, Скеля (Узень-Баш), Ай-Димитрий.

Практически все перечисленные культовые комплексы в современный период подверглись ограблению, вплоть до полного уничтожения культурных слоев. Тип изучаемых культовых зданий хорошо известен как по материалам раскопок Крыма, так и в регионах Причерноморья и Средиземноморья, где многие из них сохранились со средневековой эпохи и продолжают функционировать в наши дни. Это однонефные, прямоугольные в плане постройки, размерами, редко превышающими 10×5 м, ориентированные по продольной оси восток-северо-восток – запад-юго-запад, с полукруглой в плане апсидой, выступающей из основного объема.

Кладка выполнена в традиционной технике, порядно с расщебенкой швов в два панциря с забутовкой из местного бутового камня (известняк, песчаники, конгломераты) и ограничено из туфа-травертина на известковом связующем растворе, за исключением храма в урочище Аша-Тарла, где она выполнена на глине. Профильные детали (конструктивные и декоративные) изготавливались из известняка и травертина. Характер перекрытия залы и апсиды храмов не во всех случаях очевиден. Применялись каменные сводчатые конструкции на подпружных профильных арках или деревянные стропильные системы, на последние указывают в ряде случаев находки металлических гвоздей и скреп и зафиксированные слои горения деревянных конструкций.

Судя по подъемному материалу, кровля зданий была выполнена из средневековой черепицы (керамиды и калиптеры), за исключением храма в урочище Аша-Тарла, где использовалась черепица более поздняя по времени, т. н. татарка. К церквам на Кильсе-Баше и «Высоте 207», исходя из параметров, сохранившихся на поверхности каменных развалов с запада к основному зданию, могли примыкать дополнительные строительные объемы. В отдельных случаях в интерьере фиксируется штукатурное покрытие стен, а в храме на «Высоте 207» – с красочной росписью, выполненной в темных тонах.

На нераскопанных археологических объектах был собран подъемный материал: редкие фрагменты маловыразительной красноглиняной столовой, кухонной и тарной керамики, которая в комплексе со строительной керамикой датируется в широком хронологическом диапазоне – VIII–XV вв. Из грабительской ямы в церкви на Кара-Джапуле происходят паломнические металлические кресты. Погребения на описанных памятниках зафиксированы на Кильсе-Буруне и на территории, прилегающей к церкви в урочище Аша-Тарла, где сохранились фрагменты двух надгробий, типичных для XV–XVIII вв.

О. Я. Савеля датирует культовые комплексы на Азис-Баире и Давульджи (Вау(х)ша) X в. Н. П. Турова, по результатам раскопок, относит храм на Кильсе-Буруне к IX–XV вв. Не позднее X в. местное население окончательно христианизируется, начинается строительство христианских церквей на сакральных местах вне поселений. По массовому подъемному материалу часть храмов предварительно может быть датирована XIV–XV вв. В указанное время они являлись самостоятельным элементом периферии в поселенческих структурах региона, участвуя в формировании его культурного самобытного облика. Последующий османский период характерен дальнейшим развитием большинства селищ с округами при прекращении существования городищ и большинства вышеперечисленных христианских культовых комплексов. Верхняя граница функционирования храмов, вероятно, не позднее первой половины XVII в., косвенно может быть определена по этнокультурным процессам, протекавшим в регионе в XVI–XVII вв. и зафиксированных в переписях населения. Церковь в урочище Аша-Тарла действовала вплоть до XVIII в.

Список литературы
Байбуртский А.М. Средневековые храмы бассейна реки Черной... // III Свято-Владимирские чтения. Материалы международной научной конференции, посвященной 1030-летию Крещения Руси. Редакторы-составители В.В. Майко, Т.Ю. Яшаева. 2018. С. 14-16.