Святилище на г. Баир

гора баир.png

Гора Баир расположена на правом берегу р. Сухой, которая в свою очередь является притоком р. Черной. Возвышенность имеет продолговатую форму с двумя вершинами, между которыми находится небольшая седловина. Южный и юго-западный склоны покрыты можжевеловым редколесьем, северный и северо-восточный склоны поросли лиственным лесом. На вершине и северо-восточном склоне имеются обширные поляны, поросшие низкотравной растительностью, редкими кустарниками и можжевельником.карта баир.png

Впервые эта территория была обследована О.Я. Савелей в 1976 году в связи с вхождением ее в зону горно-обогатительного комбината. В 1979–1985 годах проводились археологические раскопки раннесредневекового поселения на западном склоне горы Чирка-Каясы. По результатам исследований О.Я. Савеля полагал, что памятник также занимал часть горы Баир, как и небольшую седловину между ними.

В 1979 году на восточном склоне г. Баир, на месте, где в выбросе грунта из траншеи водовода, прорезающей территорию поселения, зафиксировано скопление золы, обломков сырца или печины, фрагментов керамики, был заложен шурф. Строительных остатков в нем не обнаружено. Археологический материал был представлен фрагментами черепицы, пифосов, амфор, горшков, обработанными камнями, кольцом (из бронзы или низкопробного серебра), костями крупного и мелкого рогатого скота.

О.Я. Савеля в этом же году обследовал юго-западный склон г. Баир. В ареале 0,15×0,10 км им были собраны немногочисленные фрагменты красноглиняных амфор, фрагмент пифоса и два фрагмента лепных сосудов. Общая дата керамического материала ограничивалась II–IV вв. Исследования на восточном склоне г. Баир были продолжены в 1981 году. Юго-восточнее шурфа 1979 года был заложен раскоп размерами 10×10 м. В результате открыты остатки подпорной стены террасы и сгоревшей легкой турлучной постройки с глиняным полом на фундаменте из мелкого бутового камня. Выше по склону был исследован участок подпорной стены, сложенной из крупного необработанного камня в технике трехслойной двухпанцирной кладки с забутовкой мелким камнем и глиной. Толщина стены 0,8–1,0 м, сохранилась на высоту 0,5–0,6 м. Археологический материал представлен фрагментами черепиц, пифосов, амфор, кувшинов, в основной массе датируемых V–VII веками. В то же время выделялось незначительное количество амфор VIII–IX вв.

фотокосмос.png

Также здесь были обнаружены фрагменты лепных сосудов, изделий из стекла, железные кованые гвозди, ножи, подкова, обломки криц, кости домашних животных. Подъемный материал с северного и восточного склонов возвышенности был представлен фрагментами амфор IV–VII вв., половиной жернова (диаметр – 37 см, толщина – 8,4 см, диаметр отверстия – 4 см). В районе строительства опоры ЛЭП был обнаружен обломок каменного орудия со сверленым отверстием в центре, изготовленный из габбродиорита. При сооружении южной опоры ЛЭП найдены фрагменты пифосов и амфор IV– VII вв.

В 1987 году в восточном секторе верхней трети северного склона г. Баир было начато строительство вспомогательных сооружений горно-обогатительного комбината. При закладке котлована на глубине около 1,5 м от поверхности был затронут культурный слой и разрушено помещение с находившимися в нем пифосами. Удалось исследовать незначительные фрагменты восточной стены постройки. Стена сложена из бутового мраморовидного известняка в технике трехслойной двухпанцирной кладки на грязевом растворе с забутовкой суглинком и мелким камнем. Толщина стены 0,7 м, сохранилась на высоту 0,2–0,3 м. В отвале собраны фрагменты пифосов и амфор, датирующиеся в пределах VIII–IX вв.

По дну котлована на площади до 60 кв. м были уничтожены остатки построек на бутовых основаниях. Контуры и планировку сооружений проследить зачисткой тогда не удалось. Таким образом, в ходе археологических раскопок на территории г. Баир святилище не было затронуто. Относительно археологических разведок на площади, которая впоследствии будет определена как территория святилища, О.Я. Савеля оставил следующую запись в отчете за 1987 год:

«Разведки на вершине и северном склоне выс. 162,0, проводились неоднократно, каких-либо определенных результатов не дали, в связи с чем проведение раскопок здесь не планировалось».

Фактически святилище было обнаружено только в 1999 году, в эпоху широкого применения металлодетекторов с целью поиска предметов старины. В конце XX – начале XXI вв. вершина, восточный и верхняя часть западного склона г. Баир подверглись активному разграблению. В этот же период были уничтожены святилища на восточной высоте группы Федюхиных высот, на г. Ирита-Кая, на Караньских скалах массива Кая-Баш, на выс. 306,6 в урочище Чатыр-Тау в юго-восточной части возвышенности Кара-Тау и ряд других.монет.png

В результате разграбления святилища на г. Баир были найдены монеты, исчисляемые сотнями экземпляров. Из разных источников известны характеристики 38 единиц, которые ограничены выпусками IV–VI вв. монетных дворов Херсонеса и Империи. Несмотря на низкий уровень статистической репрезентативности, вся группа практически неразрывна в хронологической последовательности, от самых ранних монет, относящихся к правлению Константина I (312–337) до Херсонесских выпусков Юстина II. Монеты IV в. представлены выпусками Константина I (312–337) – 1 экз., датируемый в пределах 326–330 годов, Констанция II (337–361) – 4 экз., Константа (337–350) – 1 экз., Константина II (337–340) – 1 экз., Валента (364–378) – 1 экз., Гонория (395–423) – 1 экз., Аркадия (395–408) – 4 экз. Далее следуют выпуски: Феодосия II (402–450) – 2 экз., Льва I (457–474) – 7 экз., Зенона (474–491) – 1 экз. (рис. 7,13–22). Ранневизантийский период отмечен монетами Анастасия (491–518) – 1 экз., Юстина I (518–527) – 3 экз., Юстиниана I (527–565) – 3 экз., Юстина II (565–578) – 2 экз. (рис. 8,23–31).

Уровень износа от нахождения в обращении различается. Встречаются как экземпляры в хорошем состоянии, попавшие в приношение вскоре после выхода в обращение, так и в той или иной степени стертые, попавшие в землю через несколько десятилетий, как, например, монеты кладов из поселения «Капониры» и ряда других поселений. Косвенным подтверждением обрядового характера закладки монет на данном памятнике может служить наличие нескольких сломанных экземпляров. Причем у экземпляра монеты Льва I сохранились оба обломка.монеты_0.png

Версию умышленной порчи предметов, используемых в ритуальных целях, подтверждают и фрагменты бронзовых браслетов, характер излома на концах которых также говорит об этом. Традиция умышленной порчи вещей, отправляемых в иной мир, как в качестве погребального инвентаря (например, в погребениях пшеворской и салтово-маяцкой культур), так и в виде ритуальных приношений, хорошо известна в самых различных археологических культурах и на значительном временном промежутке.

В целом хронологический отрезок осуществления монетных приношений на святилище Баир относится к периоду активизации монетного обращения, когда в обороте и на руках у населения Херсонеса и округи находилась значительная денежная масса, в основном медной разменной монеты различных номиналов. Такое важное качество монеты, как компактность при относительно высокой стоимости, сделало ее довольно универсальным средством, применяемым не только при товарно-денежных операциях, но и как ценные дары при совершении культовых отправлений.

В приношения святилища попадали не только монеты, но и другие вещи. Так, здесь были найдены железный рыболовный крючок, кусочек свинца с выбитым крестообразным знаком и пентануммия Юстина I (518–527 гг.) чеканки Херсона. Помимо монет найдены металлические изделия, представленные в основном элементами этнографического костюма и украшениями. К ним относится фибула лучковая подвязная двучленная с расширенной ножкой (серия III по А.К. Амброзу), длиной 65 мм с относительно массивным стержнем. Этот тип фибул датируется в пределах II–IV вв.

находки баир.png

Представляет интерес деталь составной накладки в виде головы дневной хищной птицы на длинной шее. Она отлита из бронзы пустотелой, в основании сохранился медный штифт крепления к основе. В отверстие на месте глаза, вероятнее всего, вставлялся второй штифт. В основании накладки присутствует клиновидный шип, служивший для соединения со следующей деталью. Общий художественный стиль изделия близок к изображениям на хорошо известных орлиноголовых пряжках, датируемых VI–VII вв.

Среди находок на территории святилища присутствуют три фрагмента концевых частей бронзовых браслетов. Один из них декорирован тремя опоясывающими канавками. Эти браслеты известны по раннесредневековым комплексам VI – начала VII вв. С территории памятника происходят две подвески. Бронзовая подвеска-амулет вытянутой формы с двумя поперечными ребристыми выступами и овальная пластинчатая подвеска, выполненная вместе с подвесной петлей из одного куска металла. Последняя украшена по центру пуансонным орнаментом в виде цветочной розетки.

Также известно о находке бронзовой овальной рамочной пряжки с железным язычком, датирующейся в целом III–V вв., и бронзовой пластинчатой детали поясного набора, в нижней части оформленной декоративными выступами, с сохранившейся железной заклепкой и фиксирующей шайбой.

В 2018 году Инкерманской археологической экспедицией Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» проведены археологические разведки на г. Баир. На ее вершине, восточном и в верхней части западного склона зафиксированы следы многочисленных грабительских шурфов. Выборка археологического материала в количественном отношении составляет порядка 100 фрагментов керамики.

Среди находок была обнаружена розовоглиняная широкогорлая амфора типа 83 по И.Б. Зеест. Этот тип тарных сосудов широко распространен на европейской и азиатской частях Боспора, в Восточном Крыму, тогда как в Западном Крыму встречается крайне редко. Датируется в пределах второй четверти II–III вв. Отсюда же происходила красноглиняная круглодонная амфора (корчажка) датирующаяся IV в. Также были обнаружены розовоглиняные круглодонные амфоры с расширяющимся (овальным) корпусом, которые производились в Сиро-Палестинском регионе и в районе египетского озера Мареотис; красноглиняные амфоры с цилиндрическим корпусом из южной Палестины; и другие предметы керамического импорта.

Святилище располагалось в непосредственной близости от западной окраины раннесредневекового поселения. В данном контексте обнаруженные предметы, вероятнее всего, представляют собой следы ритуальных действий, которые совершались или остатки которых подвергались сокрытию на данной территории. Нумизматический материал может свидетельствовать о времени наиболее активного функционирования святилища. При соотнесении его с керамическим материалом и металлическими изделиями, можно предположить о начале существования памятника с рубежа первой-второй трети IV в.

Верхнюю дату святилища на г. Баир по имеющимся данным определить затруднительно. Наиболее поздние монеты датируются концом третьей – началом четвертой четверти VI в., что возможно считать временем или прекращения функционирования культового комплекса в целом, или прекращения монетных приношений. Однако для уточнения хронологии памятника необходимо проведение дальнейших археологических исследований.

Список литературы
Неделькин Е. В., Ступко М. В. Святилище Баир в Юго-Западном Крыму / Неделькин Е. В., Ступко М. В. // Причерноморье. История, политика, культура. – Серия А : Античность и средневековье. – 2019. – № XXX (IX). – С. 71–87.