Поселения массива Бойка

boikomain-1_0.jpg

Такие памятники, как «пещерные города» и горные укрепления средневекового Крыма достаточно давно привлекли к себе внимание исследователей. Среди них такие широко известные как Мангуп-Кале, Эски-Кермен, Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Кыз-Кермен и т.д. Они в определенной степени изучены, исследование их постоянно продолжается, существуют многочисленные научные и научно-популярные публикации, посвященные этим памятникам. Среди массы этих объектов теряются десятки менее масштабных и менее доступных для исследователей и любителей истории. В целом, в Горном Крыму насчитывается около 100 памятников, называемых также «исарами». Все они до сих пор ждут своего исследователя.

карта исаров.png

Одним из таких малодоступных средневековых укрепленных поселений является Бо́йкинский комплекс, который до недавнего времени практически не был известен и мало привлекал внимание ученых. И это несмотря на то, что Бойка является самым большим средневековым укрепленным центром в Крыму. Площадь, защищенная его стенами, составляет 12 квадратных километров. Бойка представляет собой горный массив площадью около 1200 га, наибольшая высота которого достигает 1172 м над уровнем моря.

бойка карта.jpgМассив Бойка располагается в верхнем бассейне р. Бельбек. Он отделен от Главной гряды каньонообразным ущельем Аузун-Узень – более известным как Большой каньон Крыма. На юго-востоке Бойка соединена с Ай-Петринской яйлой узким хребтом. Горный массив состоит из пяти скалистых высот: Курушлюк, Богатырь, Сотира, Караул-Кая (Сторожевая скала) и Кош-Кая (Соколиная скала). Все они обращены обрывами во внешние стороны массива, а пологими склонами образуют центральную котловину, наклоненную и имеющую сток к верховьям Большого каньона. Из-за своего рельефа Бойка называется также «пятиглавой». Массив более чем подходил для основания здесь большого поселения, ввиду защищенности внутренней низменности со всех сторон скальными обрывами. Подняться на Бойку можно по тропе от с. Богатырь.

История изучения средневековых памятников Бойки, к сожалению, небогата. А исследователей, посвятивших им свое внимание, насчитывается всего несколько человек. И это притом, что о существовании бойкинских поселений было известно уже, по крайней мере, из описания В.Х. Кондараки. Путешественник, в частности, пересказывает легенду о захвате турками крепости на горе Бойка. История сообщает о жителе Бойки, который спустился в поселение Пания в ущелье Большого каньона к водяной мельнице.  В это время случилось турецкое нападение, и он был захвачен в плен. Под пытками он вынужден был указать тайную тропу, ведущую в обход крепостных стен.

Если их обобщить все то, что нам известно благодаря исследованиям, то получится следующее: Бойка – это ряд поселений («замкнутый удел» по О.И. Домбровскому), объединенных вокруг большого храма и обнесенные массивными стенами; или, по В.Л. Мыцу – укрепленный церковно-феодальный комплекс, который существовал с X по XV вв. Эти факты принимаются большинством исследователей. Первая попытка археологически исследовать Бойку была предпринята Н.И. Репниковым в период работ его экспедиции 1928-1929 годах на Эски-Кермен. Однако в связи с труднодоступностью массива, эта попытка закончилась неудачно.

план бойки новыйъ.png

Следующая экспедиция, целью которой стали археологические разведки средневековых памятников Горного Крыма, была предпринята лишь через 27 лет в 1955-1956 годах. Руководителем этой экспедиции был известный исследователь древностей Крыма О.И. Домбровский. Разведки осуществлялись силами отряда отдела античной и средневековой археологии Крыма Института археологии АН УССР и членов кружков археологического и геодезического клуба. Именно благодаря этим исследованиям мы располагаем хотя бы минимальными сведениями о Бойкинском массиве, как о колоссальном церковно-феодальном и культурном комплексе IX-XV вв. 

В процессе исследований 1955-56 годов экспедицией О.И. Домбровского были обнаружены средневековые дороги, массивные стены, перегораживающие их между вершинами, следы укреплений и остатки двух небольших крепостей, углеобжигательные ямы разного времени, остатки кузнечно-литейной мастерской. Главная, пожалуй, достопримечательность Бойки – остатки достаточно большого (27х18 м) базиликального в плане храма. Название храм Спаса еще В.Х. Кондараки связывал с названием близлежащей г. Сотиры (Сотер – в пер. «Спаситель»).

план храма_1.pngхрам спаса общ вид.jpgЭтот храм расположен почти в центре Бойкинского массива – в нижней части седловины на Махульдурском перевале. Стены храма были сложены из твердого и прочного местного конгломерата и достигали толщины 86 см. Перекрытие было устроено сводчатое из легкого известнякового туфа. О.И. Домбровский предполагал, что под полом храма имелись усыпальницы. При расчистках храма были обнаружены два резных известняковых надгробия и камень с изображением вписанного в круг креста.

По скоплениям керамики на Бойке было определено, что там располагалось, как минимум, шесть поселений. Все поселения располагались поблизости от родников. Керамика, найденная в ходе работы экспедиции О.И. Домбровского, хронологически распределяется на две группы: IX-Х вв. (самая ранняя) и XIII-XV (более поздняя). В соответствии с этой датировкой, О.И. Домбровский определил временные рамки существования Бойкинских поселений как IX-XV вв. Но это лишь предварительные данные – планомерные систематические раскопки ни поселений, ни храма, ни других объектов так никогда и не проводились.

Новые археологические разведки на Бойке произвел в 1977-1980 годах В.Л. Мыц, что позволило получить дополнительные сведения об оборонительных сооружениях Бойки: со стороны Коккозской долины были открыты два участка стен длиной 120 м. Так же были исследованы укрепления на горе Курушлюк: Курушлюк I, Курушлюк II и Курушлюк III. В 1991 году вышла в свет книга автора разведок - «Укрепления Таврики X-XV вв.», в которой было отмечено, что Бойка представляла собой укрепленный церковно-феодальный комплекс – явление оригинальное среди крепостей Южной Таврики X-XV вв. и «Большую ясность в трактовку этого памятника могут внести только дальнейшие раскопки на Бойке…».

P1170604.jpgКурушлюк I представляет собой укрепленный загон X-XIII вв., на вытянутом с северо-запада на северо-восток мысу длиной 84 и шириной 27 метров. Мыс отгорожен от плато полукольцом оборонительной стены, длиной 45 метров, сложенной насухо из крупного бута. Толщина стены варьируется от 1,5 до 2 метров. В высоту сохранились участки до 1,5 м. Здесь довольно редко встречаются мелкие фрагменты керамики. На скальной поверхности были обнаружены немногочисленные обломки пифосов, красноглиняных гончарных кувшинов, горшков, сероглиняной лепной керамики IX-X вв.

Сторожевое укрепление Курушлюк II состоит из крепостной стены, отделяющей небольшую площадку размером 78х49 м. В некоторых местах стены сохранились в высоту на 3 м. Толщина их варьируется от 2 до 3 м при общей протяженности в 96 м. У входа в укрепление находятся развалины четырехугольной башни. Подъемный материал в основном представлен обломками керамики XII-XIII вв. На самой территории укрепления каких-либо строений не обнаружено, однако за пределами стен найдены руины небольших однокамерных построек. В целом объект датируется в рамках X-XIII (XIV) вв.

курушлюк 3.pngКурушлюк III – убежище или укрепленный загон X-XIII вв. Оно расположено на западном склоне г. Курушлюк. Укрепление занимает скалистую возвышенность, окруженную по периметру стеной толщиной 1,3-1,5 м и в высоту до 1,7 м. Стена двухпанцирная с внутренней забутовкой. Размеры огражденной площадки – 52х24 м. Вход находился с восточной стороны. Раскопки на объекте не проводились.

Среди археологических объектов на Бойке, сохранившихся до наших дней, можно также упомянуть средневековые дороги. А также, остатки каменных кладок на площади около храма. Видимо, главная дорога шла мимо храма через Махульдурский перевал.дорога.png

Эта дорога вела из Коккозской долины через Бойку на Ай-Петринскую яйлу и затем на Южный берег. На восточном склоне Бойки сохранились остатки крепиды, предохранявшей дорогу от разрушения. Местами на дороге прослеживается глубокая колея, протертая колесами в скале.

Летом 2007 года участники археологической экспедиции КФ ИА НАНУ, НЗХТ и ЧФ МГУ (С.В. Ушаков, Е.В. Струкова и В.В. Дорошко) поднялись на массив с целью осмотра современного состояния памятника. Площадь вокруг храма на тот момент выглядела следующим образом:

Все изрыто грабительскими ямами, лежат груды камней, разбросаны фрагменты арок, крыши и фрагменты шлифованного конгломерата (предположительно, плиты пола). Пока еще видны остатки стен, фиксируется центральная апсида: дело в том, что повсеместно встречаются следы грабительских раскопов и шурфовок.

Стоит обратить внимание и на то, что стены храма грабителям тоже не препятствие, и сломать такую стену ради сомнительного любопытства и выгоды для них дело обыкновенное. Следует заметить, что в связи с увеличением популярности Бойки среди туристов и грабителей, количество таких раскопов в течение последних лет заметно увеличилось. В одном из таких «раскопов» недалеко от храма удалось рассмотреть остатки слоя горения, где были видны фрагменты керамики.

горшки.png

После их обработки выяснилось, что они принадлежат двум тонкостенным горшкам, довольно сходных между собой по технике производства. Они изготовлены, по всей видимости, из местной (не особенно качественной) глины с редкими вкраплениями мелких камешков. Точное время бытования данной керамики мы определить пока затрудняемся. Она напоминает столовую средневековую посуду, характерную для южно-крымского региона. Возможно, она имеет отношение к татарскому поселению более позднего времени, чем сам храм, однако, нахождение ее в слое горения может дать полезную информацию при дальнейших исследованиях памятника.

В настоящее время вокруг Бойки вьется огромное количество самых невероятных и нелепых слухов. Например, о том, что экспедиция А. Барченко 1927 года, якобы «нашла» в Крыму «пещеры времени», обнаружила там также и кельтский могильник, что на Бойке зарыто невероятное количество кладов и т.д. Интернет пестрит подобными заявлениями «исследователей» крымской истории. А гиды в туристических автобусах сообщают, что во время войны немцы искали на Бойке «священный Грааль» «и ведь неспроста...». Конечно, все это домыслы, а распространение подобной «информации» сильно вредит памятникам всего горного массива.

Памятники массива Бойка нуждаются в дальнейших планомерных научных исследованиях. Сейчас точно не определено время существования этого значительного и уникального культурного центра средневекового Крыма. Не определена этнокультурная принадлежность населения средневековой Бойки, тем более что какие-либо могильники в этом районе до сих пор неизвестны. Не проведена даже топогеодезическая съемка массива. Наконец, неизвестно ничего о взаимоотношениях с княжеством Феодоро, либо степень зависимости от него.

Список литературы
Струкова Е.В., Ушаков С.В. Археологические памятники Бойки: современное состояние, проблемы и перспективы исследования // Материалы по истории и археологии античного и средневекового Крыма. - 2008. - вып.1
Мыц В.Л. Укрепления Таврики X-XV вв. К., 1991.
Домбровский О.И. Средневековые памятники Бойки // Археологические исследования средневекового Крыма. К., 1968. С. 83-84