Поселение Фронтовое-2

фронтовое2_0.png

Крымской новостроечной археологической экспедицией ИА РАН совместно с экспедицией музея-заповедника «Херсонес Таврический» проводились спасательные археологические исследования в зоне производства строительных работ: «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь – Феодосия – Белогорск – Симферополь – Бахчисарай – Севастополь». На территории Нахимовского района города Севастополя, в 1 км к северо-востоку от пос. Фронтовое, на первой надпойменной террасе р. Бельбек археологами было открыто позднескифского поселение, получившее название Фронтовое-2.

В результате стратиграфических наблюдений было выявлено четыре горизонта древней погребенной почвы. Глубина залегания культурного слоя достигала 6,2 м. Все объекты, выявленные на раскопах, относятся к четырем культурным слоям (КС 1-4). Мощность каждого слоя, от 0,7 до 2 м, говорит, как о длительности обитания жителей данного поселения, так и о весьма активной жизнедеятельности населения в римскую эпоху в данной местности, относившейся к хоре Херсонеса. В ходе работ было исследовано 1660 объектов: хозяйственные и столбовые ямы, землянки/полуземлянки, детские погребения в амфорах, – относящихся к античной культуре Северного Причерноморья I в. до н. э. – I в. н. э. Также были исследованы три хозяйственные ямы, которые датируются более ранним временем – эпохой кизил-кобинской культуры (IX–VIII вв. до н. э.) и 40 объектов, которые датируются более позднем периодом – эпохой Золотой Орды (XIII–XV вв. н. э.).

Культурный слой 1 связан с объектами золотоордынского времени: хозяйственными и столбовыми ямами, а также большой коллекцией монет XIII–XV вв. и поливной посудой этого же времени, происходящей из этих объектов. В нумизматическую коллекцию также попали и редкие монеты Российской Империи эпохи Александра II – Александра III. Уникальной находкой для данного горизонта является китайское бронзовое зеркало эпохи династии Цзинь (1115–1234 гг.).

В ходе работ по исследованию культурных слоев 2 и 3 выявлено 11 детских погребений раннеримской эпохи; часть из них без инвентаря, но целый ряд погребений дал весьма интересные находки (погребения № 1, 2, 6, 8). Кроме детских погребений, которые по типам бус, подвесок и краснолаковой посуды относятся к первой половине I в. н. э., открыто 18 жилых построек (землянки и полуземлянки). Камень для строительства на данном поселении практически не использовался, что отличает его от синхронных позднескифских поселений. Почти все постройки горизонта КС-3 прорезаны многочисленными хозяйственными ямами, что говорит о запустении построек к началу – первой половине I в. н. э.: в этих более поздних объектах найден материал лишь середины – второй половины I в. н. э. горизонта КС-2.

С востока поселение было отгорожено от поймы р. Бельбек глубоким рвом, тянувшимся вдоль всей восточной части поселения. Стенки рва сужаются к низу, дно плоское. Ширина верхней части рва составляет 1,8 м, ширина дна – 0,4 м. Глубина сохранившейся части рва – 0,8–1,0 м. Ров был впущен из горизонта КС-2.

Основную массу выявленных объектов составляют хозяйственные и столбовые ямы (ок. 1600 объектов), причем количество столбовых ям в разы превосходит количество хозяйственных ям. Археологический материал, относящийся к КС-2 и КС-3, представлен, главным образом, находками фрагментов светлоглиняных амфор и красноглиняных. Также найдены фрагменты коричневоглиняных колхидских амфор и cветлоглиняных узкогорлых амфор типа. Краснолаковая посуда, относящаяся, вероятно, к КС-2, представлена в значительном количестве фрагментами мисок, тарелок и кубков, а также целыми канфарами из детских погребений. Вероятно, к КС-3 (середина I в. до н. э. – первая четверть I в. н. э.) относятся все буролаковые сосуды; уникальной находкой среди них является фрагментированная тарелка с центральным медальоном, где изображен римский император.

Также в одном из объектов обнаружены фрагменты античной терракотовой фигурки, изображающей персонаж из свиты Диониса, а в другом объекте – лепная антропоморфная статуэтка (позднескифское женское божество). В объектах встречено много находок римских шарнирных фибул типа «Авцисса», которые маркируют только горизонт КС-2 (вторая четверть – конец I в. н. э.).

К эпохе кизил-кобинской культуры относятся лишь три объекта из слоя 4: хозяйственные ямы и погребение, зафиксированные в северо-западной части раскопа. Только там выделены комплексы КС-4. Из заполнения объекта № 785 происходит большая лепная сероглиняная корчага с орнаментом в виде рельефных точек и гирлянд, что характерно для раннего этапа данной культуры.

На поселении Фронтовое 2 выделяется два культурных слоя (КС-2 и КС-3), относящихся к неделимому ранее хронологическому периоду I в. до н. э. – I в. н. э. После обработки всех античных комплексов поселения и привязки их либо к КС-2, либо к КС-3 появится возможность датировать выявленные объекты более узким временем.

Список литературы
Шаров О.В. Исследования позднескифского поселения Фронтовое 2 в 2018 году // Античные Реликвии Херсонеса: Открытия, Находки, Теории. материалы научной конференции. 2019. С. 331-335.
Шаров О.В. Археологические исследования позднескифского поселения Фронтовое-2 // В сборнике: Крым – Таврида. Археологические исследования в Крыму в 2017–2018 гг. К 100-летию российской академической археологии. Москва, 2019. С. 239-275.