Некрополи Неаполя Скифского

Городище Неаполь Скифский расположенj на левом берегу Салгира, на скальном массиве внутренней гряды Крымских гор. С северо-востока город был недоступен благодаря почти отвесному обрыву Петровских скал, с запада его ограждала глубокая Петровская балка, с юга – мощная оборонительная стена. Площадь укрепленной части города достигает 20 га. История городища охватывает промежуток времени со II в. до н. э. по III в. н. э.некро.jpg

К западу и востоку от городища, в Петровской и Восточной балках, рядом с древними водохранилищами, располагались некрополи Неаполя Скифского. Западный некрополь занимал оба склона Петровской балки. Скальные выступы были приспособлены для вырубных склепов, а выходы глины напротив южной оборонительной стены – для грунтовых захоронений. Аналогично был устроен и Восточный некрополь. В верхнем ярусе скального гребня рядами располагались вырубные склепы. Ниже, в мергелевых отложениях и в насыпи плотины водоема – грунтовые катакомбы и могилы. Общая площадь Западного некрополя достигала не менее 3 га, Восточного – до 5 – 6 га.

Во II – I вв. до н. э. умершие размещались в грунтовых склепах – катакомбах. Большинство камер имели небольшие размеры и содержали от двух до десяти и более погребенных. Некоторые катакомбы были бо́льшими по размеру и содержали до 30-40 костяков. Для большинства погребенных характерно вытянутое положение на спине, с различными вариантами размещения рук и ног. Для II – I вв. до н. э. характерна относительная скромность погребального инвентаря: большинство костяков сопровождались одним-двумя предметами. Это импортная гончарная керамика (чашки с горизонтальными ручками, различной формы столовая посуда с лаковым покрытием), фибулы, железные поясные бляхи, железные наконечники стрел и копий, бронзовые зеркала, спиральные браслеты и кольца, золотые украшения. Очень редко попадаются предметы воинского и конского снаряжения.  В погребениях, сделанных на рубеже веков, попадаются редкие импортные предметы: литые бронзовые украшения в форме мужских лиц, пергамский краснолаковый сосуд в форме головы Силена, крупные раковины каури.

скл.jpg

В I – II вв. н. э. коллективные захоронения в склепах-катакомбах постепенно сменяются индивидуальными подбойными погребениями. Известна также могила с заплечиками и одно захоронение младенца в амфоре. При погребении часто использовался войлок и ткань, реже зафиксированы следы гробов. Обязательна была напутственная пища в лепной или краснолаковой посуде; наблюдается большое разнообразие и обилие украшений, предметов костюма, амулетов. Характерными являются зеркала-подвески с сарматскими знаками, пирамидальные колокольчики, римские броши с эмалями, бусы и подвески, ключи, металлические детали шкатулок.

В конце II – III вв. н. э. появляется новый тип погребальных сооружений – скальные вырубные склепы. По восточному склону городища и по обоим склонам Петровской балки тянутся цепочкой склепы, высеченные в известняковой скале. Они расположены небольшими группами, по 3 – 5 камер в ряд. Двадцать таких склепов известно на Восточном некрополе, более двадцати – на Западном. Каждый из них имеет дромос, который подходит к входному отверстию. Входы в склепы закладывались каменными плитами, коридор заваливался камнями и засыпался землей. Невысокая погребальная камера обычно прямоугольная в плане (иногда трапецевидная), иногда в стенах вырублены небольшие ниши, пилястры. На поверхности нет никаких следов входа в склеп. В. Входы в склепы разыскивались по пятнам растительного покрова.

Склепы эти были разграблены, однако сохранились росписи на стенах и другие украшения. В склепе №6 стена украшена примитивным рельефом всадника. В склепе №1 сохранились изображения грифонов, змееногих богинь, человеческих фигур в лучистом венце. В склепе №2 изображен лучник, танцующие фигуры, конь, в склепе №8 – человек с конем и антропоморфные фигуры.

Наиболее совершенную роспись имеет склеп №9. В нем применен своеобразный синтез архитектурных форм, скульптурной орнаментации и живописи. Напротив входа, на лицевой стене, представлена повествовательная композиция, нанесенная на известняк в три цвета (красный, охра, сажа) без применения штукатурки. Слева изображен ковер с шахматным узором, рядом скиф с лирой, в центре – всадник, справа – охота на кабана. Сверху изображение обрамлено орнаментом в виде стрел, треугольников и зигзагов. Этот орнамент придает склепу вид жилья, украшенного тканями или коврами. В склепе присутствуют ниши, имитирующие скифские постройки, украшенные резными головами коней. Роспись этого склепа является своеобразным шедевром варварской монументальной живописи.

склеп 9.jpg

Список литературы
Высотская Т. Н. Неаполь - столица государства поздних скифов. - Киев: Наукова думка, 1979. - 207 с.
Зайцев Ю. П. Неаполь Скифский (II в. до н. э. – III в. н. э.). – Симферополь: Универсум, 2003. – 212 с.
Шульц П. Н. Раскопки Неаполя Скифского // КСИИМК. – 1947. – Вып. XXI. – С. 16 – 21.