Мечеть хана Узбека в Старом Крыму

фон_6.png

Мечеть хана Узбека — один из самых известных памятников мусульманской культуры Крыма. К ней примыкают развалины одного из старейших медресе Европы. Археологические работы на территории комплекса медресе-мечети Узбека были начаты во второй половине 20-х гг. ХХ в. В 1925–1926 годах осуществлена экспедиция под руководством заведующего историко-этнологического отдела и члена Президиума Научной ассоциации востоковедов, профессора И.Н. Бороздина. Исследования позволили прояснить характерные особенности сооружения, составить план комплекса. Установлено, что памятник представлял собой две самостоятельные по назначению постройки. На основе анализа архитектурных конструктивных особенностей был выявлен ряд аналогий среди сооружений Малой и Средней Азии.

Археологические работы на территории медресе.png

В 1926–1927 годах при участии сотрудников Центральных государственных реставрационных мастерских под руководством заведующего реставрационным подотделом ЦГРМ И.Э. Грабаря в результате обследования объекта составлены акты технического состояния, которыми зафиксировано состояние памятника в середине 20-х гг. ХХ в. Впервые был разработан комплекс экстренных мер, необходимых для проведения реставрации и реконструкции медресе и мечети Узбека. Участие в изучении древностей Солхата принимали местные краеведы, среди которых авторитетные ученые: О.-Н.А. Акчокраклы, У.А. Боданинский, П.И. Голландский, Н.Л. ЭрнстЧертеж П.И. Голландского.jpg

Исследования комплекса медресе-мечети Узбека были продолжены в 1978 году, когда первый сезон археологических работ провела Золотоордынского экспедиция Государственного Эрмитажа под руководством доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Отдела Востока Государственного Эрмитажа М.Г. Крамаровского. Систематическое изучение памятника завершено в 1983 году.

Мечеть Узбека и медресе имеют статус национального значения. Памятник расположен по адресу ул. Чапаева, 5. Находится в пользовании Министерства строительной политики и архитектуры Республики Крым. К доисследованию комплекса возвращались лишь при необходимости получения дополнительных сведений. В 1987‒1988 годах изучена стратиграфическая ситуация в районе северной и восточной стен мечети Узбека. В июле 1994 года восточнее памятника был обнаружен грунтовый могильник, датированный второй половиной XIV в.мечеть хана карта.jpg

М.Г. Крамаровский выделил два периода строительства мечети Узбека. Первый из низ отнесен к середине XIV в., второй ‒ к началу XVI в., когда в 1512‒1513 годах мечеть была превращена в соборную. Удалось доказать вторичное использование портала с надписью и датой 1314 года, определить временны́е соотношения сооружений комплекса. В результате работ получены сведения об устройстве ремесленного района, прежде находившегося на месте медресе.

К первому периоду строительства отнесено сооружение медресе в 30-е гг. XIV в., превращение в 1371 году одного из помещений медресе в дюрбе, гибель здания в начале XV в., перестройка под сторожку соседней с мавзолеем худжры. Второй этап связан с переносом в конце XV в. мечети Узбека к северной стене медресе и застройкой последнего усыпальницами почитаемых граждан общины. На третьем этапе произошло запустение руин медресе и сооружение подпорной стенки некрополя в XVI–XVIII вв.

план фасада.pngСотрудниками специального научно-реставрационного проектного института «Укрпроектреставрация» в 80-х годы ХХ в. были проведены ремонтно-реставрационные работы на комплексе медресе-мечети Узбека. Исследования позволили уточнить хронологию достопримечательности, получить представление о частично или полностью утраченных архитектурных деталях сооружения. По результатам проектных работ была составлена и введена в научный оборот архитектурная характеристика здания солхатского медресе и расширенная версия строительной периодизации мечети Узбека.

На основе проведенных исследований установлено, что медресе возведено в 1332–1333 годы по распоряжению Инджи-Бей-Хатун. В начале XV в. (не позднее первой четверти) здание было сильно повреждено, возможно, вследствие землетрясения 1423 года. После этого мусульманская община продолжала поддерживать лишь дюрбе основательницы медресе, в которое была перестроена одна из худжр. В конце XV в. к северной стороне медресе была пристроена мечеть. В 1512–1513 гг. по приказу Менгли-Герея произведен капитальный ремонт обеих построек. На рубеже XIX–XX вв. в результате очередной реконструкции был значительно изменен внешний облик мечети. Медресе после окончательного разрушения, дата которого не установлена, больше не восстанавливалось. 

Мечеть Узбека – здание базиликального типа. Внутри мечеть разделена на три нефа двумя параллельными рядами 8-гранных колонн со сталактитовыми капителями, продольно соединенных стрельчатыми арками. Перекрытия деревянные, крыша двускатная, крытая черепицей. Главный вход расположен в северной стороне, обрамлен высоким резным порталом, на котором сохранилась арабская надпись. В юго-восточный угол мечети встроен высокий минарет, вход в который ведет из мечети по винтовой лестнице. Минарет и лестница были восстановлены. Продольной осью здание ориентировано в направлении север-юг. Пол вымощен каменными плитами.

В мечети было два сливных устройства, очевидно, для омовений. Здание сохранилось не на всю высоту, верхняя часть стен восстановлена и реставрирована. От первоначальной постройки сохранились часть северной стены с порталом, колонны с арками в интерьере, михраб, украшенный резьбой по камню, расположенный в южной стене здания. Восточная и западная стены сложены из бутового камня с деревянными связями, портал и северо-восточный угол с массивным основанием минарета – из обработанного камня. С 1988 по 1992 годы проведена реставрация здания силами религиозной организации «Ватан» и оно передано мусульманской общине г. Старый Крым. В данный момент мечеть является действующей.

Всё богатство декоративного убранства строения было сосредоточено в оформлении портала. Декоративная резьба полностью утрачена, частично сохранились лишь профилированные пилястры и цокольные границы айванов в виде отдельных деталей, современное местоположение которых не соответствует их первоначальному расположению. Состояние остатков декоративного убранства неудовлетворительное – присутствуют физические и механические повреждения.  

Общий вид двора медресе после расчистки.pngМедресе – квадратное в плане здание с внутренним двором. Фасадами ориентировано по сторонам света. Вход в сооружение один, вёл с востока. Все помещения, галереи и экседры завершались сводами. Внешние формы здания монументальные со ступенчатым силуэтом стен. Главный и дворовые фасады были украшены профилированными наличниками и карнизами. Сейчас общее состояние памятника неудовлетворительное, местами – аварийное. Стены медресе сильно повреждены, декоративные детали утрачены. Памятник сохранился в виде руин, искаженных некачественно выполненной реставрацией.

Общий вид медресе до раскопок.jpgПередняя стена главного фасада здания сохранилась на высоту 0,5–1,7 м. Фасадная сторона кладки выполнена на известковом растворе из тщательно отёсанных и хорошо пригнанных блоков известняка, тыльная часть и заполнение внутреннего пространства конструкции бутовые. Верхние части кладок деструктурированы – раствор осыпается, происходит постоянный вывал камня. На нескольких участках произошло проседание конструкций, что привело к появлению трещин. Среди остатков обрамления фасада сохранились отдельные элементы наличника оконного проёма, частично – кладка подоконника.

Раскопки медресе у северо-западного угла.jpg

Кладки внешних стен строения сохранились на высоту 1,5–7,5 м, достигая местами уровня верха перекрытия помещений. Каждая из трёх площадок для учебных занятий в тёплое время года представляла собой прямоугольное в плане трёхстенное сводчатое помещение, полностью открытое со стороны двора. Между собой они отличались размерами внутреннего пространства, а также отдельными декоративными и конструктивными деталями. По обе стороны от западного айвана находились большие помещения, которые предназначались для учебных занятий в холодное время года. Более уцелевшими являются остатки южной аудитории. Северное учебное помещение было перестроено под мавзолей основательницы медресе, что сопровождалось существенной перепланировкой, обусловленной новым назначением и функциональными требованиями.

Внутри бывшей аудитории под полом появилась прямоугольная в плане усыпальница. Вход в нее вёл с востока, со стороны двора. Он был расположен под дверным проемом аудитории, что вызвало упразднение того, разрушение и последующую закладку. Наземная часть дюрбе представляла собой частично перестроенное учебное помещение. Взамен прекратившего своё существование восточного входа появился новый дверной проём, который вёл в бывшую аудиторию с юга, из соседнего помещения. При декорировании мавзолея использовались майоликовые плитки, украшенные арабесками в виде звезд. Остатки дюрбе временно законсервированы грунтом, для обследования они недоступны, их современное состояние не установлено.

Примыкание мечети к медресе. Вид с северо-запада.jpgЖилые помещения для учеников располагались вдоль внешних стен здания по периметру, занимая пространство между боковыми айванами и аудиториями, а также южным айваном и входной экседрой. Худжры представляли собой прямоугольные в плане сводчатые помещения одинаковой величины. Каждая из них имела отдельный вход, окно, а также нишу для книг и письменных принадлежностей. За исключением единственного помещения, занимавшего юго-восточный угол медресе, все худжры однотипные. Дверной проём находился у края передней стены, наиболее близко расположенного к главному входу в медресе. Помещения освещались с внешней стороны здания.

По свидетельству М.Г. Крамаровского, внутренние поверхности стен в худжрах были оштукатурены известковым раствором, а пол помещений имел каменное покрытие с известковой обмазкой. В одной из келий археологическими работами обнаружено отопительное устройство – тандыр.  Внутреннее пространство галерей медресе со стороны двора было ограждено арочной колоннадой, которая соединяла между собой края больших айванов и входной экседры. Её остатки представлены фрагментарно, отдельные части конструкции сохранились in situ. Ни один из стволов колонны до настоящего времени не выявлен.

вебель_0.pngВнутренний двор здания в плане квадратный. По периметру он был ограждён арочной колоннадой. Весь двор был покрыт тщательно пригнанными на стыках прямоугольными известняковыми плитами разной величины и формы. Некоторые из них являлись вторично использованными. На отдельных участках двора наблюдается проседание покрытия, местами достигающее 0,7 м. Это обусловлено размещением медресе на территории, ранее занятой сооружениями ремесленного района городской застройки. В центре двора на оси входа ранее располагался фонтан, от которого сейчас сохранилось массивное подножие прямоугольной формы. Подножие имело водопроводящее устройство с керамическими трубами и каменным коленом, поднимавшим воду под прямым углом в несохранившуюся чашу.

Рядом с фонтаном, у северо-восточного угла сооружения находился круглый в плане колодец. По мнению М.Г. Крамаровского, он предназначался для сброса дождевых стоков двора. В данный момент каменная вымостка площади перед входом и внутреннее пространство двора законсервировано грунтом. Ее состояние не определено.

Список литературы
Ломакин Д. А. Мусульманские памятники Старого Крыма XIII-XV вв.: история изучения, современное состояние. Симферополь: Соло-Рич, 2015. 240 с. (Серия: «Биобиблиография крымоведения», вып. 23).
Ломакин Д.А. Медресе-мечеть Узбека в Старом Крыму: сквозь пространство и время // Пространство и время. - 2(16). - 2014