Курган №2 у с. Льговское

льговское_0.jpgВ декабре 2017 – январе 2018 года сотрудниками ИА РАН был раскопан курган № 2 курганной группы, состоявшей из двух курганов, находившейся в 2,5 км к юго-западу от центра с. Льговское. Именно этот курган был исследован, так как он попадал в зону застройки трассы «Таврида». Группа расположена в долине междуречья рек Восточный Булганак и Мокрый Индол. Она была выявлена работниками Феодосийского краеведческого музея при проведении паспортизации памятников археологии в 1976 году. Тогда же был исследован еще один курган, расположенный к северу от с. Льговское. Всего же рядом с населенным пунктом зафиксировано около 30 курганных захоронений.

11 км_1.pngНасыпь рассматриваемого кургана была округлой в плане формы. Его высота составляла примерно 7 м, диаметр – 45 м. Поверхность насыпи не распахивалась и была основательно задернована, чего нельзя сказать о его полах. Они были основательно подрезаны в результате распашки окружающей территории под виноградники. С юга пола насыпи и часть прикурганного пространства были повреждены траншеями коммуникаций. На вершине и в нижней части северной полы кургана зафиксированы заплывшие грунтом грабительские шурфы. Площадь раскопанной территории, в том числе и прикурганного пространства, составила 2904 кв. м.

Курган №2 является исключительным примером сохранности погребальных комплексов различных культур. Насыпь кургана неоднократно использовалась для погребений, которые были впущены исключительно в ее вершинную часть. Так, одним из ярчайших открытых комплексов явилось киммерийское захоронение, впущенное в центр насыпи над основными погребениями бронзового века. В процессе исследований установлено как минимум три предположительно одновременных этапа сооружения насыпи и два этапа перепланировки вершинной части кургана в более позднее время.

Насыпь первого этапа представляет собой сложенную из дерновых «блоков» с перекрыванием других рядов многорядную «кладку». Характер вальковой «кладки» четко прослеживается на стратиграфических разрезах. Изначально было возведено несколько насыпей над двумя центральными и как минимум тремя периферийными погребениями, пространство между которыми было заложено дерновыми вальками, сохранившими свою цветовую насыщенность.

Центральные погребения (№ 13, 14, 15, 17, 18, 21, 22), которые совершены с уровня древней погребенной почвы, могут быть датированы временем существования ямной культурно-исторической общности раннего бронзового века: 2900–2000 гг. до н. э. В процессе возведения кургана конструкция из вальков была перекрыта слоем местной рыхлой почвы. Вокруг этой насыпи в коренной породе был вырыт кольцевой неширокий ровик, глубина которого превышала 1 м. Поверхность насыпи с северной стороны была укреплена каменным панцирем.топогрф план кургана.png

Финальным этапом строительства кургана являлось сооружение из материкового светлого щебня внешнего панциря насыпи толщиной 0,4–0,6 м, перекрывавшего предыдущие слои. Материал для этого брался из траншеи внешнего рва, выкопанного в материке. Информативными и небезынтересными оказались исследования внешнего рва, окружавшего насыпь кургана. Ширина его в отдельных местах достигала 5 м, а глубина варьировалась в пределах 2–3 м. В насыпи внешнего рва с северной и западной сторон обнаружены фрагменты гераклейских, хиосских и родосских амфор IV–II вв. до н. э.

Помимо вышеназванных в насыпь кургана были впущены еще 15 погребений в каменных ящиках и грунтовых могилах с каменными закладами, относящиеся к бронзовому и железному векам, в том числе и киммерийское погребение VIII в. до н. э. Ему принадлежали и посвятительные уздечные и оружейные наборы металлических предметов, найденных компактным скоплением в слое распашки на исследованной территории прикурганного пространства и частично в заполнении внутреннего рва. Входная яма киммерийского захоронения, частично уничтоженная грабителями, располагалась по центру насыпи в его верхней точке.бронзовые предметы.png

По периметру входной ямы были зафиксированы камни кольцевого обклада. Могильная яма, вырытая в слое основной насыпи кургана, имела прямоугольную в плане форму размерами 3×2,6 м, ориентированную длинной осью в направлении запад – восток. На стенах ямы зафиксированы следы основательно разрушенной деревянной конструкции погребального сооружения, или его перекрытия, в виде вертикальных и горизонтальных плах, ширина которых составляет от 0,06 до 0,12 м. В полу могильной ямы по углам зачищены отверстия под установку деревянных столбов.

Погребенный был уложен в позе всадника на спине, головой на запад. Кости левой руки согнуты в локтевом суставе и отведены к северу. Правая рука – вдоль тела, слегка отведенная к югу.  Под костяком расчищена подстилка из камыша (или длинных веток), которая, в свою очередь, была перекрыта слоем органического тлена. У левой руки острием на северо-запад и под острым углом к скелету лежал железный кинжал длиной 38,5 см с сохранившимися ожелезненными остатками деревянных ножен. Справа от погребенного расчищен крупный плоский оселок длиной 18,5 см. Вокруг него зафиксировано пятно органики, в котором было найдено небольшое, квадратное в сечении бронзовое шило. Справа от берцовой кости правой ноги in situ лежали предметы конской узды: бронзовые псалии и удила новочеркасского типа – пара трехпетельчатых псалиев с ложковидным окончанием и навершием-шляпкой, двукольчатые удила с навесными распределителями, ужесточенные ребристой литой поверхностью по стержням.

Над бронзовыми изделиями найдена фрагментированная костяная пронизь с циркульным орнаментом. В юго-западном углу могильной ямы расчищен раздавленный чернолощеный крутобокий сосуд с высоким горлом, орнаментированный по плечикам прочерченными треугольными фестонами. В ногах погребенного под восточной стенкой ямы находился еще один развал чернолощеного орнаментированного сосуда со сложнопрофилированными ручками худшей сохранности.

Предметы узды, наконечники стрел и наконечник железного копья происходят из комплекса посвятительного клада, обнаруженного к северо-востоку от насыпи. Комплекс был потревожен распашкой, тем не менее на небольшой площади найдено около 70 предметов. Помимо этого, в северо-западном секторе внутреннего рва в заполнении найдены аналогичные псалии, бляха и удила. По всей видимости, все эти предметы представляли собой единый по гребально-поминальный комплекс, связанный с уникальным захоронением воина VIII в. до н. э. в выделявшуюся насыпь древнего кургана. Подобные погребения в Крыму, да и во всем Северном Причерноморье единичны.

Одно из погребений (№ 22) относится к первоначальным. Оно было непотревоженным. На зачищенную поверхность погребенной почвы были уложены деревянные плахи перекрытия, часть из которых впоследствии горела. Подпрямоугольная в плане яма размерами 2,05×1,25 м была ориентирована по линии северо-восток – юго-запад. Покойный был уложен на левый бок. Скелет сохранился в полном анатомическом порядке. Лицевая часть черепа и ноги, согнутые в коленях под острым углом, были обращены влево. Под костями зафиксирован мощный слой тлена, возможно, от деревянного настила, кожаной одежды или шкур. Отмечены также и пятна охры. В нижней части левой половины грудной клетки найдены пять бронзовых колпачков с пуансонным орнаментом. Напротив головы (слева) лежали рог благородного оленя и кости крыла птицы.

погребение 22.png

В 4 м севернее располагалось погребение № 18. Оно было впущено в небольшую насыпь, сформированную земляным отвалом могильной ямы погребения № 22. Борта могильной ямы обрамлены и укреплены деревянными плахами. Погребенный был уложен на левый бок, головой на восток, ноги согнуты. Под костями скелета и вокруг них зачищен слой органического тлена. Слева от костей предплечья найден бронзовый нож с коротким треугольным лезвием и черенком. Между костями левой руки и ребрами лежало бронзовое квадратное в сечении шило. Скелет был обложен кремневыми отщепами.

Южнее этих погребений находились четыре детские могилы, которые также были впущены в материковый грунт с уровня древней погребенной почвы. Эти погребения имели каменные обклады могильных ям и были перекрыты известняковыми плитами.

В насыпи кургана были последовательно открыты разновременные погребения раннекатакомбной – катакомбной культуры, могилы срубной культуры и могилы раннего железного века. В вершинной части были сконцентрированы погребения в каменных ящиках и в грунтовых ямах, относящиеся к периоду поздней бронзы. В южной и восточной зонах исследованы катакомбы периода средней бронзы. По центру были впущены погребения раннего железного века.

Раскопки кургана № 2 у с. Льговское дали интереснейший археологический материал, который относится к разным историческим эпохам и культурам. Насыпь, возведенная над могилами эпохи раннего бронзового века, неоднократно использовалась для погребений в эпоху средней и поздней бронзы. В процессе ее функционирования как площадки для погребений была перепланирована лишь вершина кургана. Здесь в начале I тыс. до н. э. была сооружена могила знатного воина-киммерийца, а спустя еще несколько сотен лет во входной яме этого погребения была устроена скифская могила.