Дзукалаи. Средневековое поселение

Средневековое селение Дзукалаи и примыкающий к нему могильник расположены на севере Керченского полуострова у с. Золотое. Поселение входило в состав генуэзских владений в Причерноморье как часть сельской округи единственного крупного генуэзского города на Керченском полуострове – Воспоро (на территории современной Керчи). Последний являлся важным опорным пунктом для генуэзцев, порученный в 1380 году во владение генуэзским консулам из рук золотоордынского хана вместе с дзукалаи.jpgобязательством по созданию в городе ханской таможни. Именно с этих пор на итальянских картах город стали называть Воспро, Черкио или же Порт Святого Иоанна. Что же касается Дзукалаи, то долгое время его местоположение исследователям не удавалось определить. 

По картографическим и археологическим источникам хорошо известны генуэзские поселения и якорные стоянки крымского побережья от Каффы до Чембало – Провато, Посидима, Калиера, Тасили, Сдафо, Луста, Партенит, Горзувиты, Джалита, Сембос. Однако маршруты судов проходили вдоль всех берегов Крыма, в том числе и вокруг Керченского полуострова. Соответственно по периметру полуострова должны были располагаться пункты снабжения судов водой и продовольствием. Подобные размышления обусловили интерес советского исследователя Орлова Р.С., который в 1973 году возглавил Боспорский отряд Института археологии АН УССР. На территории с. Золотое был заложен раскоп площадью 100 кв. м. Здесь был выявлен культурный слой XIII–XIV вв. В 200 м южнее был обнаружен могильник селения, где были исследованы 143 позднесредневековых могилы и фундамент христианского храма.

Храм представляет собой простую, прямоугольную в плане, постройку, с выступающей с востока абсидой, имеет два хорошо выделенных объема: полукруглую абсидную часть и прямоугольный неф Стены храма сложены из разномерных камней известняка (на углах камни более крупные) на известковом растворе, все углы здания сложены впереплет. Стены сохранились на высоту от одного до трех рядов кладки от 0,18 до 0,60 м. Нижняя часть входного проема не сохранилась, возможно, он был расположен в западной стене, по центральной оси церкви. План храма и части могильника. Размеры по внешнему контуру: 4,80×7,20 м, по внутреннему 3,80×5,40 м.

В захоронениях могильника фиксируется христианский погребальный обряд: трупоположение на спине головой на запад. Исследователем этих памятников Р.С. Орловым были выделены три типа в устройстве могил: грунтовые ямы прямоугольной формы, перекрытые деревянными досками (16 единиц), грунтовые могилы прямоугольной формы, перекрытые известняковыми плитами (42 единицы) и плитовые могилы (85 единиц). Из находок можно выделить медный медальон с изображением Богоматери Оранты, бусину стеклянную три железные пряжки, пуговицы-бубенчики бронзовые и серебряные, четыре серьги серебряных, серебряное височное кольцо, девять серебряных с позолотой подвесок – лунниц, два серебряных перстня, несколько бронзовых зеркал. На основании вещевого комплекса из позднесредневекового некрополя Р.С. Орлов датировал храм и могильник XIII–XIV вв.

 Редкой удачей для исследователей становится находка фрагментов тканей. И данный объект стал счастливым исключением. На черепах в погребении №157 были найдены вышитые диадемы с христианской символикой. В Византии с такими диадемами хоронили молодых девушек, то же самое встречается в древнерусских погребениях и в некрополе Золотое. Кроме указанных текстильных находок, в других трех женских погребениях на грудь умерших положена шелковая ткань, которую, согласно сообщениям, В. Рубрука, надо воспринимать не как одежду, а как ценную вещь, эквивалентную золоту, серебру, деньгам и тому подобное. По технологическим признакам и по стилистике орнамента впоследствии удалось определить место происхождения найденных шелковых тканей. Они были изготовлены в Китае, откуда начинался Великий шелковый путь. С другим направлением этого пути, с Египтом, связан обнаруженный шелковый шарф с каймой, содержащий изображения цветов лотоса египетского типа и надпись куфической вязью. Еще в одном погребении найден шнур с металлической оплеткой.

Кроме того, в некрополе Дзукалаи найдены джучидские серебряные дирхемы солхатской (крымской) чеканки хана Тохты (1290-1312 гг.) и хана Узбека (1312-1342 гг.). Этот факт свидетельствует в пользу предположения о существовании торговых связей населения Дзукалаи не с Кафой (Феодосия), а с Солхатом (Старый Крым).

Разведочные исследования в 2010 году возобновились усилиями Восточно-Крымской (Феодосийской) экспедиции Крымского филиала Института археологии НАНУ (сейчас Археологическая экспедиция «Каффа» ИАК РАН). Анализ археологического материала из шурфов позволяет отнести данный керамический комплекс ко второй половине XIII – концу XV в. Этим периодом и следует датировать время существования исследуемого поселения, отмеченного на портоланах как Дзукалаи. Исследователь Бочаров С.Г. предполагает, что и селение, и могильник Дзукалаи принадлежали адыгам – переселенцам из дельты Кубани и Северного Кавказа. Волна переселенцев-христиан с Северного Кавказа в Крым (адыгов, зихов – согласно латинским письменным источникам, черкесов – восточным) археологически фиксируется в конце XIII – начале XIV в. на памятниках междуречья Качи – Бельбека и в Алуштинской долине. Наличие в погребальных сооружениях жертвенной пищи является одним из основных критериев выделения специфики погребального обряда этой новой группы населения.

Список литературы
Бочаров С. Г. Средневековое селение Дзукалаи на Керченском полуострове // Поволжская археология. — Казань: "Фэн" Академии наук Республики Татарстан, 2016. — Т. 4 (18). — С. 144–160.
Корпусова В.М. Про колекцію середньовічних тканин з некрополю Золоте // Археологія.- 1995.- № 1.- С. 144-148.
Орлов. Р.С. Исследование средневекового могильника на Керченском полуострове \\ Археологические открытия 1973 г. – М., 1974. – С. 389-390.
Орлов Р.С. Из истории сельского населения Керченского полуострова в XIII-XIV в.в. \\ Памятники древних культур Северного Причерноморья. – К., 1979. – С. 114-129.