Троицкая Татьяна Николаевна

Татьяна Николаевна Троицкая - известный археолог, доктор исторических наук, профессор, с чьим именем связаны начало планомерных археологических исследований на территории Новосибирской области, преподавание археологии в Новосибирском государственном педагогическом институте (ныне университете) и подготовка плеяды профессиональных археологов, нескольких поколений учителей истории и педагогов дополнительного образования, создание в Новосибирске сети детских археологических кружков, давших импульс мощному движению «детская археология». Особую значение имеет вклад Т.Н. Троицкой и в развитие крымской археологии.

Татьяна Николаевна Троицкая родилась 9 мая 1925 года в г. Тбилиси в семье русских ученых. Отец, Николай Александрович, доктор биологических наук, профессор ботаники, в разные годы заведовал кафедрами в вузах Тбилиси, Еревана, Орла, Симферополя. Мать, Евгения Григорьевна, также ученый-ботаник, окончила Петербургские высшие женские агрономические курсы и работала в Тбилисском ботаническом саду. Родители исследовательницы в силу своей научной и педагогической деятельности часто меняли место жительства, поэтому, поступив в школу в Ереване, она успела поучиться в Орле, а закончила 10 классов в Бирске (Башкирская АССР, ныне – Башкортостан).

Троицкая.jpgИз воспоминаний Т. Н. Троицкой видно, что большую роль в формировании личности маленькой Татьяны сыграла мать. Это были уроки общения с людьми, стремления к достижению цели. Пониманию чужой культуры она научилась во дворе дома в Ереване, где играла с армянскими детьми, и при общении со своей цыганской бабушкой. Оба деда Татьяны Николаевны Троицкой сломали в свое время семейные стереотипы, выбрав не тот жизненный путь, который был им предназначен. Возможно, определенные бунтарские качества ее характера сформировались под влиянием этих семейных преданий. Так, в некоторых ситуациях, даже если это было не в ее пользу, она не шла на компромиссы. Например, она в свое время сменила тему кандидатской диссертации.

Значительную роль в процессе развития личности Татьяны Николаевны Троицкой сыграл отец, Николай Александрович Троицкий. Он имел широкий интеллектуальный кругозор и знал около десяти языков. Будучи выдающимся педагогом, понимал, что в ребенке необходимо развивать имеющиеся у него склонности.

Папа считал нужным с детства дать мне представление об отдельных отраслях знания. И, обнаружив у меня определенные гуманитарные склонности, с удовольствием рассказывал мне о разных интересных событиях и фактах… Потом он стал доставать популярные книги о далеком прошлом. И благодаря отцу я полюбила историю.

По окончании школы в 1942 году Татьяна Николаевна Троицкая поступила на факультет естествознания Бирского педагогического института, но любовь к истории, очевидно, была сильнее, и уже в 1944 году она сдала экзамены и была зачислена на истфак Московского государственного педагогического института. В связи с переездом родителей на новое место работы в 1945 году Т.Н. Троицкая перевелась в Крымский государственный педагогический институт, который окончила в 1947 году. Исследовательница вспоминала, что человеку в своей жизни важно найти и своевременно понять свое призвание:

 Я нашла свою любимую специальность и занимаюсь делом, для которого, как мне кажется, я и была предназначена: педагог и археолог. И помогли мне осуществить свое призвание семья, сложившиеся обстоятельства и, безусловно, мое определенное упорство и стремление осуществить свою мечту.

Т.Н. Троицкая рано пристрастилась к чтению книг: «с 9–10 лет началось запойное чтение», которое она продолжалось всю жизнь. Перечисление ее в воспоминаниях авторов различных произведений показывает, что классики мировой и отечественной литературы также не могли не оказать влияние на представление будущего профессора об окружающем мире. В студенчестве большую часть времени проводила в библиотеках, пересматривала массу археологического материала в музеях, прочитала кипы литературы.

В Крыму, в 1945 году студенткой второго курса Татьяна Николаевна Троицкая впервые приняла участие в археологической экспедиции. Надо отметить, что археология как учебная дисциплина в учебных планах педагогических институтов в то время отсутствовала. Поэтому Т. Н. Троицкой пришлось все изучать самостоятельно по тем немногим учебникам и учебным  пособиям, которые нашлись в Симферополе. Своим первым учителем полевой археологии она считала П.Н. Шульца, под руководством которого работала на раскопках Неаполя Скифского. Участвовала она и в раскопках Инкерманского могильника под Севастополем в 1951 году, и христианского храма в Коктебеле в 1952 году. В своих мемуарах она пишет: 

Раза два в месяц в свободные от раскопок дни Павел Николаевич вместе с сотрудниками экспедиции ездил либо на разведки, либо на раскопки к знакомым археологам. Так я повидала Херсонес, Пантикапей, Нимфей, Керкинитиду, Прекрасную Гавань, побывала в ряде иных исторических мест, посмотрела на Фанагорию на Таманском полуострове и другие памятники. Это была лучшая награда за мою бесплатную работу.

троицкая.pngЭти годы «освоения профессии» многое дали Т.Н. Троицкой. Она работала с А.Н. Карасевым, Н.Н. Погребовой, О.И. Домбровским, Э.И. Соломоник, А.А. Щепинским, В.П. Бабенчиковым. Ей довелось встретиться с антиковедом В.Д. Блаватским, остеологом В.И. Цалкиным, с М.М. Герасимовым, который в это время разрабатывал свой метод восстановления портретов по черепу. Первый опыт самостоятельных работ Т.Н. Троицкая получила при раскопках кургана у с. Белоглинка в 1953 году, в доследовании погребения раннего железного века, которые проводила вместе с другими молодыми учеными – сотрудниками отдела истории и археологии Крымского филиала АН СССР Э.И. Соломоник и сотрудником Крымского областного краеведческого музея Н.Я. Кобец.

После окончания института Т.Н. Троицкая была оставлена на кафедре всеобщей истории Крымского государственного педагогического института в должности ассистента и начала специализироваться по истории древнего мира. В августе 1948 года в Симферополе был открыт Крымский филиал АН СССР, в отдел истории и археологии которого она перешла работать старшим лаборантом, одновременно продолжая преподавать в институте. В 1951 году Т.Н. Троицкая поступила в аспирантуру Крымского филиала АН СССР по специальности “археология”, которую окончила в 1954 году. Ее научными руководителями были академик Б.А. Рыбаков и доктор исторических наук П.Н. Шульц.

Под научным руководством академика Б.А. Рыбакова Т.Н. Троицкая начала работать над темой «Славяне в Крыму», но ее душа уже всецело принадлежала скифам и тему нужно было менять. В процессе подготовки новой диссертации Т.Н. Троицкая составила развернутый каталог крымских подкурганных погребений скифского времени с привлечением материалов раскопок Н.И. Веселовского и Ю.А. Кулаковского, П.Н. Шульца, а также многочисленных археологических материалов, происходящих из Восточного Крыма, что позволило выявить и охарактеризовать их локальные особенности скифской культуры в Центральном Крыму и на Керченском полуострове.

Большой частью диссертационной работы стала атрибуция и характеристика  находок  из скифских погребений, хранившихся в музее  Таврической ученой архивной комиссии, затем в  Центральном музее Тавриды с конца XIX – первых десятилетий XX века. Наконец, диссертация была подготовлена и в декабре 1954 года успешно защищена по теме “Скифские погребения в курганах Крыма”.

Анализируя возможные корни «коллективных погребений» у поздних скифов, Т.Н. Троицкая обращает внимание на то, что в их погребальном обряде прослеживается ряд черт, имеющих определенной сходство с таврской традицией. Это позволило ей назвать две главные причины появления скифских коллективных погребений – переход скифов к оседлости и их тесная связь с таврами (вплоть до возможности проникновения тавров в поднескифскую среду и появления брачно-родственных отношений между ними). Основные положения Т.Н. Троицкой – о скифской принадлежности коллективных погребений, сильном таврском влиянии, прослеживаемом на их материале, о развитии родоплеменных связей в скифском обществе и т.п. – остаются неизменными и сегодня.

В 1955 году семья Троицких навсегда покинула Крым, около года Татьяна Николаевна работала младшим научным сотрудником в Институте истории, литературы и языка Башкирского филиала АН СССР, а в начале 1956 года по семейным обстоятельствам переехала в Новосибирск, где была принята на кафедру всеобщей истории Новосибирского государственного педагогического института (НГПИ, ныне – университета – НГПУ) старшим преподавателем.

В детстве родители разрешали дочери допоздна сидеть за столом и слушать их разговоры с коллегами. Она на всю жизнь запомнила много историй беззаветного служения науке.  Впоследствии сама Татьяна Николаевна Троицкая много раз показывала пример того, как нужно отдаваться любимому делу. В первые годы жизни в Новосибирске она ездила в экспедиции в период своего отпуска, а по музеям в командировки – за свой счет. Времени было мало, денег на гостиницу не хватало, поэтому просила запирать на ночь в музее и до утра рисовала находки.

В январе 1964 года исследовательнице было присвоено звание доцента. С этого времени ее педагогическая деятельность неразрывно связана с этим учебным заведением, а научная – с изучением древней истории Западной Сибири. Начиная с 1957 года Т.Н. Троицкая вела ежегодные полевые исследования на территории Новосибирской области. Ею был изучен ряд базовых памятников разных археологических культур Новосибирского Приобья: городище Завьялово-5 позднебронзового времени; могильники раннего железного века Каменный мыс, Новый Шарап, Быстровка-1, раннесредневековые памятники Юрт-Акбалык, Умна, Красный Яр и др.

В это время сложился своеобразный, характерный для Татьяны Николаевны Троицкой стиль полевой работы, заключавшийся во всестороннем изучении каждого выбранного археологического микрорайона, при котором сочетались одновременные раскопки двух-трех близкорасположенных разновременных памятников и фронтальная разведка прилегающей к ним территории. Благодаря Т.Н. Троицкой в 1957 году при НГПИ был создан учебный – первоначально археологический, а затем многопрофильный – историко-краеведческий музей. В настоящее время музейный фонд насчитывает свыше 32 тыс. единиц хранения и является великолепным обучающим центром, в котором проходят подготовку сотни студентов-историков.

В 1981 году Татьяной Николаевной Троицкой была успешно защищена докторская диссертация “Лесостепное Приобье в раннем железном веке”, а в 1983 она была избрана на должность профессора кафедры истории СССР НГПИ. С 1991 года Т.Н. Троицкая – профессор кафедры истории мировой культуры. Сфера научных интересов ученого обширна и охватывает периоды от эпохи бронзы до Средневековья. Но любимой эпохой, которой она занимается на протяжении жизни, является эпоха раннего железного века.

Троицкая 18.jpgПараллельно с научной деятельностью Т.Н. Троицкая осуществляла и преподавательскую работу: в НГПУ ею прочитаны курсы истории Древнего мира, археологии, исторического краеведения, проведены педагогическая, археологическая и музейная практики. Т.Н. Троицкая читала спецкурсы по археологии Западной Сибири, скифской археологии, этнографии народов Севера, вела подготовку руководителей школьных археологических кружков. Для нее характерно сочетание научных исследований с работой с детскими краеведческими коллективами. Она – основоположник и идейный вдохновитель организации сети археологических кружков и клубов в Новосибирской области.

Татьяна Николаевна Троицкая подчеркивала, что самым главным курсом для нее была история Древнего мира, так как на его материале можно было проследить логику исторического развития, проиллюстрировав конкретными примерами. На семинарских занятиях, прежде всего, старалась научить студентов думать, анализировать прочитанный материал. На это обращала больше всего внимания и на экзаменах прощала студентам, если они забывали отдельные даты. Ее основное кредо как преподавателя видно из следующей цитаты:

Я глубоко убеждена, что от количества неосмысленных знаний человек не поумнеет, а умение мыслить дает человеку путевку в жизнь. Но для того, чтобы рассуждать, надо иметь знания, иначе и рассуждать будет нельзя. Знания – это не цель, а средство.

С точки зрения Т.Н. Троицкой, большое значение имеет наличие у преподавателя чувства аудитории:

Именно ощущать, так как это понятие не от разума, а от внутреннего чувства. Вот я поняла, что студенты устали, значит им надо срочно дать что-то легкое, либо рассказать нечто вроде анекдота, но причем всё это должно идти на тему лекции, иначе потом трудно будет вернуть слушателей к работе. Вот почувствовала, что сделанные мною выводы не уложились в их сознании, значит, надо повторить или по-иному изложить свои доводы. Конечно, для этого надо не только чувствовать аудиторию, но и настолько владеть материалом, чтобы суметь перестроиться на ходу и затем не отвлечься, а вернуться к излагаемому материалу. Лично мне это легче сделать, когда я не читаю по листкам, а смотрю в глаза студентам.

Татьяна Николаевна сформулировала несколько правил преподавателя, которыми сама руководствовалась в своей деятельности:

  •  Если студенты в чем-то критикуют преподавателя, в этом всегда есть определенное, иногда искаженное, но все-таки зерно правды. Нельзя идти на поводу у студентов, но к их мнению надо непременно прислушиваться и анализировать свои действия.
  •  Если у студента и преподавателя возникла конфликтная ситуация, то в ней виноват, прежде всего, преподаватель – тем, что допустил возможность этого.
  •  Прежде всего, видеть в студенте человека и уважать его.
  •  Не студенты существуют для меня, а я для них

В списке опубликованных Т.Н. Троицкой работ есть учебное пособие “Полевая археологическая практика и научный кружок в подготовке будущего учителя к краеведческой работе” (1980). По ее инициативе на базе НГПУ были проведены два семинара по вопросам методики работы школьных археологических кружков (1986 и 1990) и региональная конференция “Археология в ВУЗе и школе” (1995), на которых обсуждались проблемы преподавания археологии в ВУЗах региона, деятельность детских кружков и клубов. Талант Т.Н. Троицкой как педагога с особой яркостью раскрылся в деле организации ее любимого детища – археологического кружка при историческом факультете НГПУ.

_MG_0660.jpgМудрость ученого и педагога позволяла Татьяне Николаевне Троицкой увлекать студентов романтикой поиска древностей, кропотливой работой в археологических экспедициях. Среди ее выпускников – известные в России и за рубежом ученые-археологи: академик, доктора и кандидаты наук; работники научных, научно-просветительских и высших учебных заведений нашей страны и, может быть, самое главное – сотни учителей-историков средних школ, работающих в разных уголках России.

Татьяна Николаевна Троицкая – широко известный в нашей стране ученый, автор и соавтор сотен статей, десятков учебных пособий, образовательных программ, научно-популярных изданий. За последние годы вышли в свет такие книги, как “Мое призвание” (2010), “Музей глазами археолога” (2013), вызывающие огромный интерес у читателей. Несомненно, особо значимыми ее работами являются монографии “Кулайская культура в Новосибирском Приобье” (1979), “Большереченская культура в лесостепном Приобье” (1994, в соавторстве с А.П. Бородовским), “Верхнеобская культура в Новосибирском Приобье” (1998), – настольные для любого ученого-сибиреведа.

Татьяна Николаевна Троицкая прожила долгую и насыщенную жизнь. Ее не стало 1 ноября 2018 года. Многолетний творческий труд Т.Н. Троицкой был отмечен многочисленными государственными и областными наградами. Совсем недавно исследовательница была удостоена почетного звания “Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации”. Но для самой Татьяны Николаевны Троицкой важнее всех официальных наград и почестей всегда была возможность заниматься любимым делом. И в этом смысле она абсолютно счастливый человек, более полувека посвятивший образованию и науке. 

Список литературы
Деревянко А.П. К юбилею профессора Татьяна Николаевны Троицкой // Российская археология. - № 3. - 2015
Ученик, учитель, ученый: три роли профессора Т. Н. Троицкой // История в человеке, попавшемся на ее дороге. - Новосибирск, 2018
Кропотов В.В. Курганы с "Коллективными погребениями" в исследованиях Татьяны Николаевны Троицкой // История и археология Крыма. - 2015. - II