Кондаков Никодим Павлович

К числу выдающихся уроженцев Белогородского края принадлежит виднейший русский историк византийского и древнерусского искусства, археолог, создатель иконографического метода изучения памятников искусств - Никодим Павлович Кондаков. Он родился в селе Русская Халань в дворянской семье 1 ноября 1844 года.  Вскоре переехав в Москву, он окончил гимназию, а затем и историко-филологический факультет Московского университет. С октября 1866 он занимался преподавательской деятельностью во 2-ой московской гимназии. "История искусств и археология", а тем более избранная им специализация – область христианского искусства – в то время оставались малоразработанными и открывали большие перспективы для исследований. Вот почему не имевший еще ученой степени Н.П. Кондаков сразу получил предложение занять первую в Российской империи кафедру по истории и теории искусства, открытую в 1870 г. в Новороссийском университете.

Kondakov2.jpgВ конце 1873 года в Москве он защитил магистерскую диссертацию. 19 января 1874 года молодой ученый был утвержден в звании доцента Новороссийского университета. В круг его научных интересов прочно вошло византиноведение, а вместе с ним – пристальное внимание к средневековой истории и археологии Крыма. К этому времени относится ряд поездок историка в Крым, первые его крымоведческие публикации. В августе 1874 г. газета "Московские ведомости" напечатала открытое письмо, где Н.П. Кондаков с горечью отмечал, что "ввиду такого богатства археологических открытий, тем тяжелее глядеть на Керчь, как на место самой недостойной спекуляции древностями". Ученый поднял вопрос и о пагубной практике комплектования фондов Керченского музея древностей, когда "археологу нужно ехать в Санкт-Петербург, чтобы получить понятия о древностях Пантикапеи", и предложил свою программу комплектования фондов местного музея.

 Н.П. Кондаков был одним из организаторов самого "крымоведческого" из всех Археологических съездов – Одесского (1884 г.). Он занимался устройством выставки, отбирал материал для публикации, редактировал труды, вел переписку с участниками этого научного симпозиума. Ежегодными стали археологические экспедиции Н.П. Кондакова в Крым, где он занимался раскопками в окрестностях Керчи, благодаря чему Керченский музей древностей пополнился рядом ценных находок.

 Заботясь о постоянном пополнении коллекции, ученый в эти же годы был постоянным руководителем археологических раскопок в Херсонесе, которые велись под патронатом Археологической комиссии. Н.П. Кондаков в 1890 г. положил начало исследованию Херсонесских катакомб. В течение нескольких лет, с 1897 г. Никодим Павлович руководил и раскопками на мысе Ай-Тодор. Постоянный контроль Н.П. Кондаков осуществлял и за ходом раскопок Пантикапея, производимых Керченским музеем древностей. Об этом свидетельствует его переписка с керченским краеведом Х.П. Ящуржинским. Н.П. Кондаков, как и председатель Археологической комиссии В.Г. Тизенгаузен, считал, что руководство самим музеем – "дело второстепенное", а главное – раскопки.

 32-122-1302-24-06118228_m_600x600.jpgРезультатом продолжительных исследований стало издание Н.П. Кондаковым совместно с историком И.И. Толстым капитального труда в 6-ти томах "Русские древности в памятниках искусства". Первый выпуск этого труда был посвящен классическим древностям Южной России. Историк справедливо отметил, что:

Искусство греческих колоний Северного Причерноморья распространялось до Киева, поэтому складывавшееся древнерусское искусство впитывало в себя наследие многих веков.

Логично, что большая часть первого тома была посвящена памятникам Крыма: Боспорского царства, Пантикапея, Херсонеса. Подробные очерки были посвящены социально-экономической и политической истории греческих городов-государств Крыма, истории их изучения, были помещены схемы раскопок разных периодов исследования этих городов и, конечно, великолепные рисунки древностей.

Наибольшее место крымские памятники, связанные с историей Византии, занимают в четвертом выпуске шеститомника "Христианские древности Крыма, Кавказа и Киева" (1891 г.). В нем представлены результаты раскопок Херсонеса последних лет, в том числе базилика, открытая А.С. Уваровым, приведен подробный очерк истории средневекового Херсона; описания и виды пещерных городов средневековой Таврики, история создания и архитектурный очерк керченской церкви Иоанна Предтечи. Выпуск пятый "Русских древностей" посвящен курганным древностям и кладам домонгольского периода, включая очерки "Корсунское дело", "Корсунские врата" и небольшие заметки о памятниках средневекового Херсонеса.

В последние годы XIX – в начале XX века Н.П. Кондаков часто посещал Крым в связи со слабым здоровьем. В Ялте он имел собственный дом, где проводил продолжительное время. В 1899 г. в журнале Общества поощрения художников "Искусство и художественная промышленность" он поместил две обстоятельные публикации, посвященные архитектурным памятникам Крыма: Бахчисарайскому дворцу и дворцу "Дюльбер". 1201013.jpgИскусствовед изложил историю постройки резиденции крымских ханов, которая тесно переплетена у него с основными эпизодами истории Крымского ханства. Подробно охарактеризованы архитектурные особенности дворца, указаны те переделки и ремонты, которые произошли за годы российского господства в Крыму. Ученый отметил, что произведенные непрофессионально ремонты были для дворца более губительны по своей небрежности, чем само время. Очерк снабжен большим количеством фотографий. Не менее интересным, по мнению Н.П. Кондакова, был дворец великого князя Петра Николаевича близ мыса Ай-Тодор в имении Дюльбер, который выделялся своими архитектурными особенностями на фоне небогатой архитектуры Южного берега Крыма.

Весной 1917 г. в связи с революционными событиями в Петрограде Н. П. Кондаков уехал в Одессу, а затем в Крым. Оттуда он уже не смог вернуться в столицу. Из переписки становится ясно, что профессор проживал в Ялте с октября 1917 г. на улице Церковной, 2. Но уже в августе 1918 г. Н.П. Кондаков, который проживал вместе с приемным сыном и экономкой, просил И.А. Линниченко устроить ему переезд в Одессу.

Главная причина моего выезда из Ялты, – пишет он 15 августа 1918 г., – ее крайняя, растущая ежедневно дороговизна. Живем здесь тихо и скудно. Дом отдан под лазарет Красного Креста. Ютимся во флигеле, в убогих конурах… у меня 12 градусов".

4080.jpgВ конце 1818 – начале 1919 г. Н.П. Кондаков находится в Одессе. В Новороссийском университете он читал курс, посвященный русской иконе. В 1919 г. при помощи французских войск ученый выехал в Болгарию, где жил по 1921 год. В Софийском университете он вел курс по средневековому искусству. Осенью 1922 г. он принял предложение Карлова университета в Праге о чтении двухлетнего курса по истории средневекового искусства Западной Европы. В Праге ученый вместе со своими русскими и зарубежными учениками основал специальный семинар: Seminarium Kondakovianum, преобразованный после его смерти в Институт Кондакова, который до 1938 г. находился в Праге, затем в Белграде и сыграл важную роль в развитии византиноведения. Своим преемникам по специальности Н.П. Кондаков оставил обширное наследство как в виде описания памятников, которые во многих случаях были им открыты, так и в форме теорий о византийском искусстве. 

Список литературы
Непомнящий А. А. Крымоведческие исследования в Одессе в середине XIX – начале ХХ века // Культура народов Причерноморья.– Симферополь, 1999.– № 7.– С. 101–118.
Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России (Ф.И. Бусулаев, Н.П. Кондаков: методы, идеи, теории).– М.: Изд-во МГУ, 1985.– 184 с
Савина С.Г. Никодим Павлович Кондаков (1844-1925) // Византиноведение в Эрмитаже. К XVIII международному конгрессу византинистов.– Л., 1991.– С. 31-40.
Тункина И. В. Академик Н. П. Кондаков: последние годы жизни (по материалам эпистолярного наследия) // Мир русской византинистики. СПб., 2004. С. 641—765.