Янтарные восьмерковидные подвески

Янтарные восьмерковидные (грибовидные) подвески – распространенный вид украшения, пользовавшийся популярностью у народов, проживавших в Центральной, Северной, Восточной Европе в Позднеримский период. Подвески были обнаружены в захоронениях, датируемых 220/230 гг. – 450-460 гг. Представляют они собой янтарные бусы восьмерковидной или грибовидной формы, нанизанные на нить или проволоку.  Исследователь М. Тепельман-Мончиньская выделила несколько типов подвесок. Основой для их классификации стало оформление верхней части (головки) подвески. Так было выделено 2 типа: с сужающейся головкой и с профилированной головкой.

В Крыму они также достаточно сильно распространены. Принято считать, что из восточногерманских земель данный тип украшений попал в Восточную Европу, а уже оттуда на Крымский полуостров. Янтарные восьмерковидные подвески характерны также для черняховской культуры. Большинство подвесок такого типо было обнаружено в захоронениях, датируемых II-IV вв. Это может свидетельствовать о том, что именно под воздействием представителей черняховской культуры восьмерковидные подвески были массово распространены в Крыму. При этом нужно помнить, что такие подвески были распространены по всей Европе, и утверждать, что под влиянием только черняховской культуры они попали в Крым, было бы не справедливо. Кроме этого, некоторые украшения данного типа датируются более ранним периодом, чем они появились на территории современной Украины. Однако это скорее исключение.

подвески нейзац.jpg

Большая часть янтарных восьмерковидных подвесок в Крыму датируется II – IV вв. н.э. Они были найдены на могильниках Нейзац, Дружной, Совхозной 10, Суворово, Килен-Балка и др. Однако, обнаруженные в Усть-Альминском могильнике, в захоронении, датируемом I в. н.э., 3 восьмерковидных подвески является исключением из правил. Это вновь подвергает сомнению теорию проникновению восьмерковидных подвесок в Крым. Эти подвески датируются значительно более ранним период по сравнению с германскими. Некоторые исследователи утверждают, что родиной восьмерковидных подвесок является Северное побережье Адриатики. Однако большая часть украшений этого типа датируются в Крыму III-IV вв. н.э. Интерес представляет погребальный комплекс в скалистом, где обнаруженные восьмерковидные подвески датируются второй половиной IV в. – начале V в. В целом восьмерковидные подвески характерны для памятников Центрального и Юго-Западного Крыма. В захоронении Херсонеса, датируемом I-II вв. также был обнаружен ряд янтарных восьмерковидных подвесок.восьмерковидные.jpg

Всего, исследователем А.А. Стояновой, в Крыму было учтено 280 янтарных восьмерковидных подвесок. Большая их часть была обнаружено в могильниках Совхоз 10 и Нейзац: более сотни и 53 – соответственно. Также украшения такого типа были обнаружены в следующих памятниках позднеримского времени и эпохи Великого переселения народов: Инкерман, Чернороечье, Херсонес, Фанагория, Пантикапей, а также могильнике Килен-балка на Гераклейском полуострове. Чаще всего в упомянутых памятниках янтарные восьмерковидные подвески сопровождали умерших в мир иной в склепах или подбойных могилах. Для Нейзаца восьмерковидные подвески также характерны для погребений в склепах, реже в подбойных могилах. В некрополе недалеко от с. Дружное (Симферопольский район) были обнаружены грибовидные подвески, которые часто сопровождают детские погребения. Эти бусы обычно рассмартиваются, как свидетельтсво контактов крымских алан с германцами. В общем в Юго-Западном Крыму III-IV вв. подвески чаще всего сопровождали детей в мир иной.восьмерковидные усть альма.jpg

Интересно, что подобные янтарные восьмерковидные подвески были обнаружены в захоронениях на Кавказе: современных Южном Дагестане, Черкесии, Абхазии. Вероятнее всего они попали туда через степи Северного Причерноморья. Интересно, что этот тип украшений очень быстро распространялся по территории Европы и за ее пределами.

Богатый инвентарь вместе с подвесками, в частности украшения полихромного стиля, свидетельствует о статусности украшения отражая принадлежность его владельца к высшим слоям общества.

Список литературы
Мастыкова А.В. О происхождении янтарных грибовидных бус-подвесок римского времени в Понто-Кавказском регионе // Stratum plus 2016, вып. 4. – с. 173 – 189.
Стоянова А.А. Подвески из могильника Нейзац // Крым в сарматскую эпоху. II. 20 лет исследований могильника Нейзац. Симферополь, 2016. – 165 с.