Фрагменты молотилок из Усть-Альминского некрополя

Характерной особенностью могильника Усть-Альма являются уникальные естественные условия, благодаря которым в погребальных комплексах сохраняются изделия из древесины. В частности, на памятнике были обнаружены гробовые доски. В процессе отбора экземпляров досок для анализа было замечено несколько фрагментов досок со специальными гнездами, в которые были вставлены кремневые вкладыши. В данном случае исследователи имели дело с первыми свидетельствами древних молотилок в Северном Причерноморье.

Упомянутые образцы деревянных досок происходят из погребений в грунтовых склепах-катакомбах. Деревянные саркофаги устанавливались в них друг на друга в виде штабеля. В процессе раскопок могильника выявлено до 12 условных ярусов погребений. Хорошая сохранность отдельных деталей саркофагов позволяет реконструировать их высоту, в среднем составлявшую 25–35 см. При высотах камер около 1.5–1.7 м в них могли быть установлены один на другой до пяти-шести саркофагов, но фактически выявлено до 12 ярусов погребений. Такое противоречие объясняется тем, что гробы-саркофаги нижних ярусов постепенно продавливались и расплющивались под тяжестью верхних, что было неоднократно прослежено при расчистке. Также очевидно, что в камерах сначала заполнялось пространство вдоль стен, и уже затем – в центре. Этот момент необходимо учитывать при датировании погребений на основании стратиграфии.

Вторично использованные в качестве днищ саркофагов фрагменты молотилок зафиксированы в грунтовых склепах-катакомбах №450 и №550. Катакомба 550 была выявлена по прямоугольному в плане пятну заполнения входной ямы размером 3 ×1.2 м. Внутри катакомбы были обнаружены спрессованные, некогда поставленные один на другой в виде штабеля деревянные гробы, при этом слои дерева – днища и крышки гробов – чередовались со скелетами и сопроводительным инвентарем. В результате исследования было выявлено 35 погребений в девяти ярусах, общая толщина которых составила 0.6 м.

молотилка 550.png

Погребение №30 было выявлено у южной стенки катакомбы, в самом нижнем из зафиксированных ярусов. Так как доски саркофага сохранились почти полностью, стало возможным реконструировать его размеры, составившие 1.75×0.45×0.25 м. Погребенный был уложен в вытянутом положении, руки – на туловище. Под остатками черепа зафиксирована подушка из дубовых листьев. Сохранность костей была плохой. В области стоп выявлены фрагменты кожи, которые могут быть интерпретированы как остатки сапог.катакомба 550.png

Саркофаги из обеих катакомб, в которых в качестве днищ использованы молотильные доски, по своей конструкции в целом типичны для Усть-Альминского некрополя. Особенно хорошо сохранилось днище гроба из погребения №30 катакомбы 550. Оно собрано из трех дубовых досок шириной по 15 см. Углы днища вырезаны, что является конструктивным элементом гроба. Вся поверхность досок, обращенная к земле, в шахматном порядке была покрыта прямоугольными гнездами, расположенными на расстоянии около 3–5 см друг от друга. В них вбиты кремневые отщепы-вкладыши различной формы. Их длина в среднем составляет 1.5–1.9 см, ширина – около 1.5 см. Лишь в нескольких случаях вкладыши пробивают доску насквозь.

реконструкция гроба.pngВ этих досках имеются по два крупных прямоугольных сквозных отверстия, в которые, вероятно, первоначально вставлялись поперечины, скреплявшие доски молотилки. Гробы с днищами, изготовленными из молотильных досок, обнаружены также в катакомбе 450, яруса 3–5. К настоящему времени сохранился лишь один фрагмент, соотнесение которого с конкретным погребением затруднительно. В этом фрагменте молотильной доски в своих ячейках также сохранилось несколько каменных вкладышей. Вкладыши изготовлены из зеленовато-серого кремня. По форме они в большинстве случаев подквадратные, с острыми ребрами и режущей кромкой.

В отличие от этнографических параллелей усть-альминские вкладыши обработаны менее тщательно, в отдельных случаях они выглядят как естественные обломки кремня. В результате микроскопического исследования вкладышей на их глянцевых поверхностях выявлены отчетливые следы использования. Округлость некоторых граней указывает на интенсивное применение молотильных орудий перед их вторичным использованием.

Деревянные фрагменты молотилки из могильника Усть-Альма были подвергнуты дендрохронологическому анализу в Германском археологическом Институте (Берлин). На основании образцов из погребения №30 катакомбы 550 была построена дендрологическая шкала длиной почти в 200 лет. По причине отсутствия стандартной шкалы для Северного Причерноморья в Лейбниц-лаборатории университета г. Киль были проанализированы два образца на содержание С14 с целью определения полученной дендрохронологии при помощи wiggle-matching. Исходя из результатов, абсолютная дата молотилки из катакомбы 550 может быть определена в пределах первой четверти I в. н.э. Также был проанализирован фрагмент молотилки из катакомбы 450. Его можно отнести приблизительно к середине I в. до н.э.

молотилка 450.png

Молотилка – одно из древнейших сельскохозяйственных орудий и в своей эволюции не претерпело практически никаких изменений. Его функция – обмолот зерна. Еще в XX в. молотилки использовались прежде всего в Средиземноморье, на Балканах, в румынской Добрудже, в Южной Молдавии, на Нижнем Дунае, на Юго-Западной Украине, в Закавказье, в Ираке, в Северной Африке и на Канарских островах. В целом основу молотилки подпрямоугольной или трапециевидной формы составляют две-три параллельно расположенные доски, скрепленные между собой поперечными планками. Ее длина – от 1.5 до 2 м, ширина – до 1.5 м. Передняя часть молотилки несколько приподнята вверх с целью облечения процесса скольжения. Округленность углов придает орудию форму саней. В качестве материала для изготовления молотилок использовались местные породы дерева, такие, как дуб, сосна или орех. На оборотную сторону молотильной доски в шахматном порядке набивались каменные вставки – вкладыши, имеющие заостренные грани. При этом для вкладышей обычно использовались: кремень, базальт, обсидиан, песчаник, кварц или агат. В более позднее время также известны металлические вкладыши.

молотилка.png

Молотилка при помощи тяглового животного протягивается по специально подготовленному для этого материалу. Посредством стоящего на ней погонщика или другого груза достигается необходимое увеличение ее веса, а зерно под давлением освобождается от колосьев и стручков. Остро заточенные каменные вкладыши молотилки одновременно превращают стебли и остатки колосьев в мякину высокого качества, используемую в качестве корма для скота. Обмолот зерна при помощи молотилки в отличие от других техник, таких, например, как выбивание зерен цепом или копытами животных, значительно эффективнее.

К сожалению, в могильнике Усть-Альма сохранились лишь фрагменты досок, составляющих основу молотилок, поэтому конкретные выводы относительно их первоначальной конструкции невозможны, тем более что передняя часть молотильных орудий была отпилена при вторичном использовании. В одной из древних микротрещин молотильной доски были обнаружены остатки злаков. Это наблюдение в совокупности со следами использования, выявленными на вкладышах, а также этнографические параллели свидетельствуют о практическом применении молотилок до их вторичного использования в качестве днищ саркофагов.

Молотилки из могильника Усть-Альма не представляются уникальными для Юго-Западного и Центрального Крыма позднеэллинистического и раннеримского времени. Расположенные в шахматном порядке подквадратные с заостренными гранями каменные вкладыши могут указывать на то, что речь идет о молотилке, даже если ее деревянная основа не сохранилась. Подобные случаи засвидетельствованы в некрополях Бельбек IV, Неаполя скифского, Заветное и Битак. В могильнике Битак два каменных вкладыша происходят из погребального комплекса, датируемого концом II в. до н.э.

атхала погребение.png

Что касается времени использования молотилок в Северном Причерноморье, то фрагменты из могильника Усть-Альма указывают на хронологический интервал с середины I в. до н.э. – I в. н.э., каменные же вкладыши из могильника Битак датируются концом II – началом I в. до н.э. Вопрос происхождения молотильных орудий остается дискуссионным. Северное Причерноморье и, особенно, Крым в рассматриваемое время испытывали различные влияния, исходившие из приграничных западных областей, с юга, а также с Кавказа.

Вторично использованные молотилки из Усть-Альминского некрополя впервые достоверно свидетельствуют о применении этого сельскохозяйственного орудия в Крыму начиная с I в. до н.э. Крым же является частью обширного региона, расположенного между Передним Востоком и Западной Европой, для которого имеются многочисленные археологические и этнографические свидетельства использования молотилок, начиная с эпохи бронзы вплоть до настоящего времени. Контекст находки в сочетании с этнографическими параллелями позволяет выделить новый аспект погребального обряда и связанные с этим идеологические представления населения Крыма позднеэллинистического и раннеримского времени. Ряд примеров говорит о том, что вторичное использование частей молотилок в качестве днищ саркофагов в крымском могильнике Усть-Альма не является случайностью или местной особенностью. Часто из-за плохой сохранности дерева такие факты остаются не выявленными.

Список литературы
Зайцев Ю.П., Хелльштрём К., Хохмут М. Фрагменты молотилок из Усть-Альминского позднескифского некрополя в Крыму // Российская археология. - 2010. - № 2. - С. 78–88