Фигура грифона из Херсонеса

Более чем полуторавековая история исследований городища Херсонес полна открытиями уникальных предметов, многие из которых, будучи обнаруженными еще в позапрошлом столетии, до сих пор остаются не изученными. Проблем хватает у современных ученых и с описаниями, оставленными их предшественниками. Нередко такие описания, как археологический паспорт находки, и вовсе отсутствуют. Так случилось и с предметом, о котором речь пойдет дальше.грифон рис.png

В музее-заповеднике «Херсонес Таврический» под инвентарным номером 5453 хранится предмет, происходящий, по всей видимости, из раскопок К.К. Косцюшко-Валюжинича. Абсолютное большинство вещей из масштабных раскопок этого исследователя депаспортизированы. Предмет выполнен из бронзы. Сохранилось два фрагмента, соединяющихся между собой. Общая длина предмета - 14,9 см. Максимальная ширина - 3,2 см. Фигура полая. Вершина фигуры представляет собой голову грифона. Детали головы проработаны тщательно. Крупный изогнутый клюв приоткрыт. По ободу рта проходит невысокий валик. Глубоко посаженные глаза переданы округлыми выступами. Хищное выражение взгляда подчеркнуто бровями, сдвинутыми к переносице. Торчащие вверх уши смоделированы отдельно. Ушные раковины сориентированы по направлению взгляда животного, что создает ощущение напряженного внимания. Левое ухо отломано.

От затылка и вдоль всего предмета проходит зубчатый гребень. Переход от тела к гребню с обеих сторон подчеркнут невысоким продольным валиком. Гребень состоит из семи зубцов, увеличивающихся от нижнего края предмета к затылку. Высота самого крупного из них - 1,3 см. Каждый зубец выполнен в форме треугольника с округлыми краями. Свободная вершина загнута вперед, по направлению к голове животного. Все вместе зубцы гребня создают мотив «набегающих волн». Корпус грифона сохранился только на небольшом участке шеи. Остальная часть фигуры утрачена. Шея зверя покрыта шерстью, переданной глубокими, неровными складками.

грифон фотки.png

Грифон - фантастическое крылатое животное, представляющее собой смесь орла и льва. В греческой мифологии грифон был связан с несколькими богами. Как солярное животное он посвящался Аполлону; как олицетворение мудрости - Афине; как символ возмездия - Немесиде. Последняя функция грифона продолжала оставаться весьма популярной в римское время. Грифон был символом Немесиды - богини судьбы, воздаяния и мщения. В письменных источниках сохранились описания грифона как спутника Немесиды:

«Немесиде-богине сопутствуя в странствиях дальних,

Божеству, блюдущему правду и жизни дороги,

Птица возмездья летела над плечами богини,

Гриф исполинский, раскинув большие крыла и четыре

Когтя, сей возвеститель того, что богиня в пределах

Четырех по дорогам проходит миропорядка» (Нонн Панополитанский).

В изображениях Немесида представлена обычно символами контроля - весы, уздечка; наказания - меч или плеть; быстроты - колесо, колесница, запряженная грифонами. В императорском Риме Немесида считалась покровительницей гладиаторов и солдат. Многие амфитеатры и стадионы на территории империи имели святилища в честь этой богини.

грифоны из.pngИзображение грифонов в мелкой бронзовой пластике в римское время нельзя назвать излюбленным мотивом. Тем не менее, орлиноголового грифона можно встретить на предметах различного назначения. В виде фигуры грифона часто оформляли ручки от бритв. Фигуры грифонов украшали атташи бронзовых сосудов, светильники. Из индивидуальных предметов можно назвать статуэтку II в. н.э. из Телица (Румыния), протому, изображающую грифона с «зубчатой» гривой, из Карнунта. Накладка в виде фигуры грифона хранится в музее Лиона, еще одна накладка была найдена в Августа Раурика.

Из Ульпии Траяны Сармизегетузы происходит бронзовая фигура грифона длиной 12 см. Орлиноголовый грифон изображен лежащим. Сохранились остатки крыльев. По мнению издателей, этот предмет служил украшением мебели, хотя вопрос его окончательной атрибуции оставлен открытым. Грифон из Сармизегетузы был найден при раскопках амфитеатра. На этом основании К. Опреану интерпретировал предмет, как часть гладиаторского шлема. Датируется грифон из Сармизегетузы II - III вв. н.э.

Определению функционального назначения публикуемого предмета, а заодно и поиску наиболее близких аналогий , помогает его своеобразная форма. Херсонесский грифон представляет собой полую фигуру, вытянутую в вертикальной плоскости. Полностью сохранившаяся грива, а также направление остатка шеи, позволяют реконструировать общую форму предмета, как близкую к треугольной. Грифон явно служил навершием, то есть размещался в качестве украшения сверху на предмете, являвшемся основой.

шлемы с орлом.pngОпределение херсонесского грифона, как навершия, позволяет привлечь в качестве параллелей предметы с тем же функциональным назначением и близкой формой. Очень похожие навершия украшали некоторые парадные римские шлемы первых веков н.э. Наиболее распространенным мотивом этих наверший было изображение орла. Две находки шлемов с орлами были сделаны в Верхней Германии. Это шлем конца II - первой половины III в. н.э. из Хеддернхайма и шлем III в. н.э. из Пфрондорфа.

 Эти шлемы не использовали в боевых действиях. Они служили для парадов, торжественных процессий и спортивных состязаний. Наклоненные вперед навершия парадных шлемов напоминают фригийские шлемы эпохи эллинизма. Употребление такой формы в римское время является продолжением греческих эллинистических традиций в изготовлении шлемов. На выработку формы римских парадных шлемов также повлияли аттические шлемы эллинистического времени. Парадные шлемы появляются в римской армии с августовского времени. Подобные парадные шлемы были принадлежностью всадников. Это устанавливается благодаря надписям, которые часто наносили на изделия.

модель шлема.pngЕсли навершия с изображениями орла - обычная деталь римских парадных кавалерийских шлемов, то навершия в виде голов грифонов значительно более редки. Фрагментированное навершие из позолоченной бронзы, изображающее грифона, было обнаружено в 1849 г. в Вимозе (Дания). Грифон из Вимозе интерпретируется как навершие римского парадного кавалерийского шлема II в. Датский грифон изготовлен в реалистичной манере, с множеством тонко выполненных деталей.

Головы грифонов отливались в форме, а затем, с большой тщательностью, подвергались «холодной» доработке. По качеству они далеко превосходят массово представленный в крепостях лимеса бронзовый «ширпотреб». В двух случаях остатки позолоты подчеркивают выдающееся значение этих предметов.

Изделие в форме грифона, происходящее из Херсонеса в виду своей уникальности не может быть точно датировано. В интерпретации Д.А. Костромичева предмет мог являться навершием парадного шлема римского военнослужащего, либо шлема гладиатора, и датироваться второй половиной II – III вв. н.э.

Список литературы
Костромичев Д.А. Бронзовый грифон из Херсонеса // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии // вып. XV. - С. 3-13