Фибулы и броши римского периода

Металлическая застежка-фибула — важная деталь костюма древнего населения Европы. Ее основное назначение — скреплять между собой отдельные части верхней одежды и одновременно служить эффектным украшением. Возникнув на рубеже XIV – XIII вв. до н.э. во фрако-иллирийской среде, такие изделия быстро распространились по всей Южной Европе, проникли в Малую Азию и на Кавказ. В IX – VIII вв. до н.э. они становятся неотъемлемой частью туалета гальштатских племен1280px-Magdalenenberg_fibeln.jpg и начинают массово поступать в глубь Европейского континента. Однако по-настоящему общеевропейским типом украшений фибула стала только в латенскую эпоху (V – I вв. до н.э.). Переработав ее внешний вид и создав классическую застежку с двусторонней симметричной пружиной, кельты распространили свое изобретение повсеместно в Европе, передав практически всем европейским народам. В последующий почти тысячелетний период (в эпоху Римской империи и в раннем средневековье) фибулы известны всюду от Испании до Урала и от Италии до Скандинавии, после чего, с конца I тыс. н.э., стали постепенно выходить из употребления.

В античное время более или менее массово они использовались только в городских центрах Северного Причерноморья. Здесь, судя по многочисленным изображениям на надгробиях и посвятительных надписях, плащ одевался поверх традиционного причерноморско-варварского наряда — куртки или кафтана и был частью мужского парадного туалета. Конструктивно причерноморские плащи ничем не отличались от римских и были представлены теми же типами, что и в Империи, — сагумом, палудаментумом и лацерной.

0007-003-.jpg

Время появления и широкого распространения фибул римского периода в северном  Причерноморье - первая половина I в. н.э., т.е. почти одновременно с началом распространения этих нарядов в самой Италии и резким усилением римского влияния в припонтийском регионе. «Фибульную» одежду составляли не менее разнообразные одеяния в виде древнегреческих хитонов. Последние, как и плащи, изготавливались из прямоугольного куска ткани, который перегибался вдоль короткой оси и охватывал фигуру с трех сторон — левого бока, груди и спины, но не поверх рук, а под ними на уровне подмышек. Накинутый таким образом хитон скреплялся на плечах двумя застежками так, чтобы между ними и углами ткани оставались отверстия для свободного прохождения рук. Правый бок фигуры в результате оставался открытым. Чтобы его прикрыть, края ткани напускались друг на друга или сцепливались между собой фибулой или брошью, а весь наряд перехватывался на талии поясом, часто для красоты накрытым складками одежды.

Главная функциональная часть любой фибулы — игла. Она, по сути, одинакова у всех фибул — прямая и круглая в сечении. Конкретные ее размеры — длина и толщина, зависели исключительно от габаритов изделия и той механической нагрузки, которую застежке предстояло нести. Все остальные части — корпус, приемник и пружинное устройство, в зависимости от модных течений, сильно варьировали. Наибольшим многообразием отличался корпус фибулы. По его форме выделяют собственно фибулы и фибулы-броши («щитковые»). В фибулах-брошах, обязательным конструктивным элементом, является щиток. Щиток является элементом украшения, поэтому на нем зачастую были нанесены изображения (методом чеканки, литья), а также щиток мог быть инкрустирован драгоценными металлами и драгоценными или полудрагоценными камнями.

Место соединения корпуса фибулы с пружинным устройством традиционно называют «головкой», его противоположный конец — «ножкой». На ножке располагался приемник фибулы. Его назначение — удерживать иглу в застегнутом положении и скрывать ее острый конец, делая его безопасным. Формы приемника также разнообразны. Самым распространенным был сплошной приемник, отгибавшийся от бокового края ножки или отливавшийся сразу вместе с ней. Конец такого приемника часто украшали завитком, кнопкой, фигурным навершием и прочие.

Самая сложная конструктивная часть фибулы — пружинное устройство. Его назначение — плотно застегивать иглу и удерживать ее в таком положении. Различают собственно пружину и шарнир. Шарниры бывают двух типов: трубчатые и из двух стоек. Для устройства первого края головки фибулы закручивались в трубочку, в которую укладывалась ось с надетой на нее иглой. Игла специальным выступом упиралась в головку фибулы и пружинила только при ее застегивании.

2_1.png

Материал, из которого делали фибулы, различен — железо, серебро, золото, но чаще всего  применялись  разнообразные  медные  сплавы.  Среди последних известны бронзы оловянистые, оловянисто-свинцовые, оловянисто-цинковые, оловянисто-свинцово-цинковые, оловянисто-свинцово-мышьяковые, цинково-мышьяковые, мышьяковые и собственно латунь — медно-цинковый сплав. К сожалению, малочисленность металлографических анализов пока не позволяет проследить закономерности в территориальном распределении фибул, изготовленных из различных материалов, и тем более идентифицировать их с определенными производственными центрами.

Металлические фибулы и броши – это те предметы, которые чаще всего привлекают внимание историков – исследователей. Фибулы, броши и застежки – крайне чутко реагируют на моду, давая нам возможность проследить тенденции моды тех времен. Благодаря этому фибулы – являются для исследователей крайне надежным хронологическим индикатором. Помогают датировать не только отдельные археологические комплексы, но и целые культуры. Во многих случаях, именно благодаря фибулам и брошам – археологам удается датировать памятник. Еще столетие назад на территории Крымского полуострова сформировалась достаточно большая коллекция фибул и брошей римского периода, однако детальное изучение и систематизация данных предметов, началась только во 2 половине XX века. Первым большим сводом, в котором описаны многие найденные фибулы и броши на территории Крыма, стала работа Анатолия Константиновича Амброза под названием «Фибулы юга европейской части СССР», издана данная работа в 1966 году.

При исследовании Херсонеса исследователи отводят большую роль в изучении брошам и фибулам римского периода. Некоторые типы данных изделий – совершенно не типичны для материальной культуры северного Причерноморья, из чего можно сделать вывод, что эти изделия использовали не местные жители, а выходцы из римских провинций. Поэтому они являются: 1.показателем контактов города с различными частями Римской империи;  2. является важным доказательством о пребывании римлян в Херсонесе. Но среди находок, присутствую и те фибулы, которые достаточно обширно распространены на указанной территории, этот тип фибул – можно считать объектом торговли.9_0.png

При изучении некрополя Лучистое-2 — пока единственный известный в районе Южного берега Крыма археологический объект с погребальными комплексами раннеримского времени, было получено общее представление о размерах и хронологической позиции памятника, а также о погребальном обряде, этнографическом костюме и культурных связях использовавшего могильник населения. Среди найденных функциональных элементов костюма было несколько фибул и брошей. Сам некрополь Лучистое-2 расположен в центре Южной части Горного Крыма, на северо-восточной окраине села Лучистое, в северной части Алуштинского горно-приморского амфитеатра, в левом борту долины речки Демерджи.

В могиле №1 были найдены две броши: 1) с круглым щитком, украшенным сюжетным изображением с орнитоморфным щитком. Первый предмет — кружок из тонколистовой бронзы (размер — 2,68 х 2,92 см, толщина — 0,02 см) с тисненым по твердой модели изображением. Вероятно, был снабжен припаянным с тыльной стороны «смычковым» игольным аппаратом. Орнаментальное поле щитка обрамлено точечным ободком и заполнено сюжетной композицией. В её центре — стоящая женская фигура анфас, обращенная влево. Брошь относится к варианту «простых» типа 1 («округлые броши с пружиной или «шарниром» из проволочной петли») группы 8 по классификации А. К. Амброза.

В комплексе обнаружены пять проволочных одночленных фибул с высоким и узким пластинчатым приемником, прямой спинкой и 4-витковой пружиной с нижней тетивой («смычковые») (размеры — 2,36–3,82 х 0,23– 0,36 см). На спинках двух видны остатки припоя. Видимо, они использовались как застежки брошей. Подобные изделия относятся к группе 14 по А. К. Амброзу. Они характерны в основном для Крыма и особенно многочисленны на юго-западе полуострова.

Из захоронений происходит одиннадцать одночленных фибул с пластинчатым приемником, украшенным завитком, с треугольной плавно изогнутой пластинчатой спинкой и 4-витковой пружиной (размеры — 3,28–4,09 х 0,51– 0,82 см). Они незначительно отличаются материалом, конструкцией и декоративным оформлением спинки и завитка. Большинство застежек бронзовые, одна изготовлена из белого металла. Семь из них — с нижней, четыре — с верхней. У пяти фибул завиток S-видный, у двух — спиралевидный, у четырех — обломан.

В могиле найдены две бронзовые одночленные фибулы с 4-витковой пружиной с верхней тетивой и пластинчатым приемником, украшенным «кнопкой». Одна застежка с широкой выпуклой спинкой, на внешней стороне которой по длинной оси расположена линия «накатанного» штампом «жемчужного» орнамента (длина 6,61 см, ширина спинки — 1,34 см). У второй фибулы спинка пластинчатая, на её внешней стороне — орнамент в виде трех продольно ориентированных субпараллельных часто «изломанных» линий, «накатанных» штампом (6,84 х 0,99 см). Такие застежки относятся к вариантам 4а и 4б группы 12 («пружинные фибулы с гладким корпусом и кнопкой на конце пластинчатого приемника») по А. К. Амброзу.

Также стоит отметить находку фибулы-броши, обнаруженную в 2009 году при раскопках цитадели городища Артезиан в Восточном Крыму, погибшего в самом начале римско-боспорской войны 45–49 гг. н.э. Брошь была найдена в кладе, при исследованиях цитадели городища Артезиан. Кроме броши было найдено 244 бронзовые боспорские монеты конца I в. до н.э. – первой половины I в. н.э., 10 серебряных денариев императоров Августа и Тиберия, а также разнообразные золотые, серебряные и бронзовые ювелирные украшения и стеклянные сосуды.

Круглая серебряная брошь с изображением в низком рельефе бюста Афродиты с двумя фигурками эротов по сторонам, у правого и у левого плечей. Прическа богини оформлена по краю лица валиком с косыми насечками, обозначающими пряди волос. На голове – накидка, края которой спадают на плечи. На шее – ожерелье с подвесками. Правая рука с обозначенной на ней браслетом прижата к груди. Справа от обреза бюста по диагонали – прямой жезл с косыми насечками. По краю напаяна рубчатая проволока с концами встык. Щиток броши вытиснен штампом из тонкого серебряного листа. На диске представлено изображение Афродиты с эротами, относящееся к варианту, сложившемуся в Северном Причерноморье в I в. н.э. и особенно характерному для этого региона: богиня изображается с прижатой к груди правой рукой и держит в левой – жезл или скипетр, размещенный по диагонали и украшенный косыми насечками (при этом существовал другой иконографический тип, на котором богиня была представлена без жезла, восходящий к иконографии эпохи позднего эллинизма).

Медальоны этого типа, имеющие за редкими исключениями размеры от 2,9 до 4,6 см, как правило, выполнены из золота (реже из серебра, в виде исключения из бронзы). Они использовались преимущественно в качестве щитков брошей, а так- же в виде элементов ожерелий. Рассматриваемые медальоны получили особенно широкое распространение на территории Боспора.

В качестве застежки броши из Артезиана была использована припаянная к его обороту бронзовая смычковая фибула. Также можно отметить, что брошь из Артезиана, скорее всего, является продуктом боспорской ювелирной мастерской. Не исключено, что она была изготовлена при помощи тех же штампов, что и броши из погребений некрополя Горгиппии середины I в. – начала II в. н.э. Находка из Артезиана позволяет датировать появление иконографического типа Афродита с жезлом и двумя эротами не позднее второй четверти I в. н.э.

Список литературы
Амброз А. К. Фибулы юга европейской части СССР/ А. К. Амброз//САИ Д1-30. - М., 1966. – 141 с.
Кропотов В.В. Фибулы сарматской эпохи / В.В. Кропотов. - Киев: АДЕФ-Украина, 2010. - 384 с.
Абрамзон М.Г., Инокуров Н.И. Два клада монет и ювелирных изделий времени Римско-Боспорской войны 45–49 гг. с городища Артезиан// Вестник древней истории – М. - №3 - 2012. – С. 93-186.
Кропотов В. В. Фибулы из могильников Дружное и Нейзац// В. В. Кропотов//Археологические вести. – 2001. - № 8. – СПб. – С. 175- 187.