Украшения с сердоликом и золото-сердоликовый стиль

Для степных культур позднеантичного времени характерен полихромный стиль: золотые украшения инкрустируются полудрагоценными камнями и цветным стеклом. С течением времени менялись техника, цветовые предпочтения, типы и стили декоративных элементов, качество проработки деталей. Сердолик стал широко использоваться со второй половины III в. н.э., характерен для догуннского и гуннского полихромного стиля, а также для более позднего стиля Варна – Кара-Агач V-VII вв.01 Сердоликовая бухта.jpg Месторождения сердолика в Крыму известны с глубокой древности, лучший в Европе камень добывается на горе Карадаг – не случайно бухта у подножия массива носит название Сердоликовой бухты. 

В узком смысле под золото-сердоликовым стилем подразумеваются украшения античного, главным образом боспорского и херсонесского, производства, характерные для варварских захоронений второй половины III – IV вв. Различные исследователи называли этот стиль «общепровинциальным» и «позднесарматским догуннским» (А.К. Амброз), «сердоликовым» (Е.Л. Гороховский), «сармато-аланским полихромным стилем» (А.И. Айбабин), «позднеримским полихромным стилем» (И.Н. Храпунов, А.А. Стоянова).

В 2000 г. С.А. Яценко и В.Ю. Малашев в своей статье констатировали, что стиль очень слабо изучен: неизвестно происхождение стиля; отсутствуют какие-либо аналогии в искусстве Рима, Ирана и степных племен; не определены точно художественные особенности стиля, центры производства изделий и этнополитическая принадлежность потребителей.

02 Места находок.png

Среди погребальных комплексов, в которых находят изделия нашего стиля, стоит выделить могильники Дружное и Черная речка в Юго-Западном Крыму, погребения в Керчи; Кишпек в Кабардино-Балкарии; курган Аэродром I, Комаров II и Тимашевская в Приазовье; курганы Градешка и Чауш в устье Дуная.

Долгое время центром производства изделий в золото-сердоликовом стиле считался Боспор. Однако в 1962 г. в строительном мусоре Херсонеса был найден предмет – бронзовая матрица для изготовления наконечника ремня упряжки, которая в точности соответствует находке из аланского погребения в могильнике Аэродром I. Это позволило С.А. Яценко и В.Ю. Малашеву говорить как минимум о двух центрах – Боспоре и Херсонесе. Стоит отметить, что Карадагское месторождение находится как раз на границе сфер влияния двух государств.

Эволюция стиля

03 Пронизи наконечники ремней Аэродром_0.jpg

Изначально полихромный стиль имел ряд характерных особенностей. Предметы изготовлялись со штампов-матриц и были двуслойными: на серебряную или бронзовую подкладку накладывалась золотая пластина или фольга, на которую прочеканивался орнамент. Предметы конской упряжи как правило двуслойные и полые внутри. Вставка из сердолика обычно овальная или прямоугольная, реже круглая, с плоской внешней поверхностью. Изредка наряду с сердоликами использовались другие камни разных оттенков красного цвета – гранат, сардоникс, турмалин. Штампованный декор может включать имитацию зерни, ряды крестиков, линии из точек, зигзаги, полукружья.04 распределители.jpg

Наиболее ранние предметы стиля найдены в Юго-Западном Крыму, что указывает на вероятное место производства – Херсонес. С конца III в. начинается производство аналогичных вещей в Пантикапее, в ассортимент входят навершия мечей, поясные пряжки, детали упряжи. Вещи распространяются по всему Северному Причерноморью вплоть до низовий Волги. Изделия середины IV в. наиболее разнообразны – это диадемы, рукояти кинжалов, наплечные фалары, височные подвески. В это время популярны узоры-«плетенки» и орнамент из псевдо-зерни. Наконец, наиболее позднюю группу  второй половины IV – начала  V вв. составляют пряжки.

Как уже отмечалось, у сереропричерноморского полихромного стиля нет прямых аналогов. Наиболее близок к нему стиль античных изделий II-III вв., для которого характерны узоры из скани и вставки гранатов в виде кабошонов.  С другой стороны, стиль не имеет ничего общего с более поздним «гуннским» стилем перегородчатой инкрустации, или «стеклянного клуазонне». В гуннское время сохранились лишь отдельные традиции позднего этапа полихромного стиля.

Вещи золото-сердоликового стиля были исключительно дороги, их находят в богатейших курганах и могилах городской знати. В античных городах использовали имитации из тонкой золотой фольги. При этом в самых богатых, неограбленных курганах мелкие детали костюма выполнены в другой технике, имеют более роскошный вид и, скорее всего, иное происхождение.06 пронизи.jpg

Изделия северопричерноморского стиля отражают провинциальные античные вкусы. Предметы парадной экипировки воинов выглядят как дары, вручаемые кочевой знати, в замирении которой были заинтересованы как Рим и его политический анклав в Крыму – Херсонес, так и Боспорское царство. Наличие двух центров производства полихромной продукции иллюстрирует историю соперничества между Херсонесом и Боспором в III-IV вв. Херсонес при поддержке Рима и в союзе с местными варварами сумел одержать победы в войнах с Боспором. Пантикапейский импорт шел в Предкавказье (Кишпек, Тимашевская), вещи из Херсонеса найдены в Подонье.

Примеры находок

На данный момент самую большую группу предметов золото-сердоликового стиля составляют детали конской упряжи. Встречаются они главным образом в могильниках Нижнего Подонья и Северо-Западного Причерноморья. Аксессуары костюма и нательные украшения были найдены в могильниках Керчи, с. Дружного [Айбабин; Храпунов] и Черной речки [Бабенчиков]. С чем связана такая закономерность, в данный момент сказать невозможно.

Серьги и височные подвески

О том, как выглядели серьги и височные подвески, мы знаем благодаря раскопкам на могильниках Черная речка и Дружное. Исследования в Дружном начались после того, как при разработке карьера был найден склеп. Результаты раскопок в Дружном были опубликованы А.И. Айбабиным и И.Н. Храпуновым в 1994 г. В захоронении №2 у височных костей черепа были обнаружены две сильно окисленные бронзовые височные подвески с сердоликовой вставкой. Овальный камень с плоской шлифованной поверхностью был вставлен в щиток из двух пластин, соединенных заклепками. Длина щитка составляла 3,2 см, всей подвески – 6,5 см.

07 серьги браслеты Дружное.jpg

В могиле №24 на черепе были обнаружены две золотые серьги, украшенные сердоликами, а на запястьях – серебряные браслеты с шарнирными щитками, плакированными золотой фольгой и также украшенными сердоликами. Серьги состоят из дужки и овального щитка. Щиток украшен тремя напаянными ложновитыми проволочками и овальным сердоликом размером 1,2х1,0 см. Размеры самого щитка 2,7х2,2 см. Подобные серьги были нередки в Причерноморье, однако полностью идентичных нет.  Могилы некрополя Дружное подбойные, что говорит о сарматском влиянии. Вместе с украшениями в могиле найдены монеты римских императоров середины III в.

Серьги размером 2,5х2 см из могилы №3 Чернореченского могильника серебряные с золотой накладкой, украшены вставкой овального сердолика и зернью. Две сережки из могилы №9 с серебряным позолоченным щитком и аналогичными украшениями имеют более вытянутую форму.

Несколько сережек было обнаружено в захоронениях IV в. на могильнике Опушки в 15 км к востоку от Симферополя. Они сделаны из проволочной дужки и овального щитка. В центре щитка располагалось гнездо с сердоликовой или стеклянной вставкой. Кроме того, в могиле №124 обнаружена подвеска в виде лунницы размером 5,4 х 3,8 см. В гнездах по бокам сделаны две вставки из синего стекла, центральная ставка – из сердолика.08 Опушки лунницы.jpg

Наконец, одна серьга досталась ученым случайно – ее принес неизвестный человек, раскаявшийся грабитель могил. Украшение сохранилось фрагментарно, от дужки остался маленький обломок. 

Браслеты

Серебряные браслеты из могилы №24 некрополя в с. Дружное выполнены в том же стиле, что и золотые серьги. Это пластинчатые браслеты со щитками, укрепленными на шарнирах. Щитки представляют собой овальные медальоны, в центре которого посажен овальный сердолик. По технологическим и стилистическим особенностям они аналогичны находке из могилы №9 Чернореченского могильника. Чернореченский браслет несколько меньше по размерам (6,5 см в диаметре против 8 см), круглый щиток украшен зернью и жгутиком, посередине вставлен овальный сердолик. Фольга крепилась к щиткам при помощи двух гвоздиков, чернореченские серьги имеют тот же орнамент и, вероятно, относятся к той же мастерской.

Перстни

11 Чернореченское перстни серьги.pngВ могиле №3 Черной речки на пальцах левой руки были надеты три серебряных перстня, на одном из которых сохранилась сердоликовая вставка. Сохранился также перстень из могилы №6 с тремя гнездами для камней, из которых сохранился один. В том же погребении найден обломок бронзового перстня с неразборчивой геммой из сердолика. В могиле №9 сохранились бронзовый перстень с пустым вырезом под камень и сердоликовая гемма с изображением орла, поедающего жертву.

Ременная упряжь

Элементы конской узды были обнаружены в тайнике кургана Гремячий III на реке Курмоярский Аксай. Позолоченные бляхи и подвески, украшавшие ременную упряжь, украшены сердоликовыми вставками и рельефными насечками. Украшения имеют размеры от 4,1 х 4,0 см до 6,8 х 4,5 см. Среди найденных блях три крепились к ремню 6 заклепками и украшены орнаментом из двух рубчатых колец, окружающих овальный камень сердолика. Две бляхи украшены одним рубчатым кольцом и крепятся 4 заклепками.

Подвески ременной упряжи были также найдены двух видов. Самое явное отличие между ними в том, что одни внешне выглядят как цельный кусок металла и крепились заклепками к ремню, а вторые крепились с помощью подвижного серебрянного зажима. Первые имеют форму округлого листа, вторые полностью круглые. Прямоугольные зажимы и подвески первого типа изготовлены из трех пластин. Орнамент наносился на медную пластину, покрытую позолоченной серебряной фольгой. Вторая пластина служила основанием для сердоликовой вставки. Нижняя латунная пластина скрепляла конструкцию и крепилась к ремню.

12 Димиденко тайник Курмоярский Аксай.jpg

К деталям упряжи относится также и серебрянный позолоченный наконечник ремня  с четырьмя сердоликовыми вставками. Он был найден в насыпи в непосредственной близости от тайника.

В 1983 г. началось исследование кургана №5 могильника Чауш на берегу озера Ялпуг (Одесская область). В кургане сохранилась полихромная конская упряжь: бляхи оголовья, фалары и бляхи нагрудника. Корпус бляхи составляет овальная рамка из согнутой полоски серебра. В зависимости от местоположения бляхи в ней проделывается два или четыре узких отверстия для ремней. На рамку напаиваются лицевая и оборотная пластины, лицевая плакирована серебряной позолоченной фольгой. Всего найдено пять блях с четырьмя прорезями и четыре с двумя прорезями.

К тому же убору относятся обоймы-зажимы, скреплявшие удила и оголовье лошади. Каждая обойма состояла из двух пластинок, между которыми зажимался ремень. Фалары, бронзовые диски размером 7,3 и 7 см, хотя и украшены голубым и зеленым стеклом, выполнены в том же полихромном стиле, что и остальные детали.

Список литературы
Айбабин А.И. Раскопки могильника близ села Дружное в 1984 году // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. IV: сб. / Крым, отд-е ин-та востоковедения НАН Украины; Ред.-сост. А.И.Айбабин, С.А.Плетнева. – Симферополь: Таврия, 1994. – С.
Амброз А.К. Боспор. Хронология раннесредневековых древностей // Боспорский сборник. Вып. 1. – М., 1992. – С. 6-108.
Бабенчиков В.П. Чорнорiченьский могильник // Археологiчнi пам’ятки УССР. Том XIII. Стародавнi пам’ятки Iнкерманскоi долини. – Киев: Изд-во АН УССР, 1963. – С. 90-123.
Демиденко С.В. Воинское погребение с парадной конской упряжью позднесарматского времени в бассейне реки Курмоярский Аксай // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 24. / Ин-т археологии РАН; Гл. ред. А.Н. Макаров. – М.: Издательский дом ЯСК: Язык
Симоненко А.В. Полихромные сбруйные наборы позднеримского времени из Сарматии и Пантикапея // Варварский мир северопонтийских земель в сарматскую эпоху. Сборник статей к 60-летию А.Н. Дзиговского. – Киев: Видавець Олег Фiлюк, 2013. – С. 223-241.
Сокровища сарматов. Каталог выставки. К 100-летию со дня рождения академика Бориса Борисовича Пиотровского. – СПб. – Азов, Издательство Азовского музея-заповедника, 2008. – 175 с.
Храпунов И.Н. Погребение середины III в. н.э. из могильника Дружное // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. IV: сб. / Крым, отд-е ин-та востоковедения НАН Украины; Ред.-сост. А.И.Айбабин, С.А.Плетнева. – Симферополь: Таврия, 1994.
Храпунов И.Н., Стоянова А.А. Украшения в позднеримском полихромном стиле стиле из могильника Опушки в Крыму // Terra Barbarica и «неримская элита». Stratum Plus. Археология и культурная антропология. №4. 2018. – С. 255-262.
Яценко С.А., Малашев В.Ю. О полихромном стиле позднеримского времени на территории Сарматии // Stratum Plus. №4. – СПб., Кишинёв, Одесса, Бухарест, 2000. – С. 226-250.