Стеклянные сосуды из могильника Нейзац

 

За время исследования могильника Нейзац найдено более 150 целых и фрагментированных стеклянных сосуда. Наиболее многочисленная категория посуды представлена стаканами, среди которых большую часть составляют тонкостенные стаканы на кольцевом поддоне (рис. 1). Наиболее ранние из них появляются еще в первой половине III в. н.э., а в комплексах IV в. н.э. их количество резко возрастает. Стаканы на кольцевом поддоне различной формы известны уже во II в. н.э. как в северо-причерноморских античных центрах, так и у населения крымских предгорий наиболее тесно контактировавших с античным миром. В IV-V вв. они распространяются во многих западных и восточных римских провинциях, на Дунае, в Восточном Средиземноморье. Крупными центрами их производства были восточно-средиземноморские стеклоделательные мастерские, что не исключает их местное производство.

Стаканов без кольцевого поддона найдено меньше и происходят они из тех же комплексов (рис. 2). В Крыму они появляются не ранее III в. н.э. Из комплексов IV в. н.э. происходят пять стаканов с подцилиндрическим туловом и округлым дном из толстого стекла с нанесенным на тулово орнаментом из прошлифованных овалов и врезных линий (рис. 3). В Крыму аналогичные сосуды найдены в могильниках Дружное и Алмалык-Дере, на городище Пантикапея. Эти сосуды обычно относятся к типу Е-223 и Е-230, по классификации Х. Эггерса, которые были распространены во второй половине III – IV вв. н.э. в среде свободных германских племен. Место их производства до сих пор не установлено, что дает широкое поле исследователям для предположений и версий о путях распространения этих сосудов. В одном из склепов найден стакан с цилиндрическим туловом и округлым дном, на тулово которого нанесен геометрический орнамент из ряда шлифованных овалов и полос (рис. 4). Точных аналогий орнаменту найти не удалось, но он близок к сосудам из памятников черняховской культуры, датируемых   IV в. н.э.

Интерес вызывают два стеклянных кубка с усеченно-коническим туловом на конической литой ножке из светло-зеленого стекла. Тулово сосудов украшено орнаментом в виде овалов выполненном накладной нитью из того же стекла, что и сам сосуд, и горизонтальным валиком под венчиком (рис. 5). В Ольвии найден фрагмент близкого по форме стакана с напаянными нитями. На территории Центральной, Западной Европы, Скандинавии известны находки сосудов изготовленных в подобном стиле. Исследователи отмечают, что стеклянные сосуды конической формы, получившие распространение в IV-V вв., могли использоваться как для питья, так и в качестве осветительных приборов - лампад.

Кувшины, найденные в могильнике, происходят из комплексов IV в. н.э. Они имеют округлую, эллипсоидную или усечено-коническую форму тулова, часто имеют кольцевой поддон (рис. 6). Такие кувшины бытуют в Римской империи, начиная с I в. н.э. В это время они появляются в северо-причерноморских античных центрах, а к населению крымских предгорий они попадают позднее, в IV в. н.э. их количество возрастает.

Колбы или небольшие бутыли представлены десятком сосудов со сферическим туловом, различной формой и высотой горла. (рис. 7). Все сосуды происходят из комплексов III-IV в. н.э. и находят аналогии, как на синхронных варварских памятниках предгорного Крыма, так и в античных центрах.

Одна чаша полусферической формы на кольцевом поддоне и горизонтально отогнутым венчиком найдена в комплексе IV в.н.э. (рис. 8). Подобные сосуды были широко распространены в античном мире в позднеримское время.

В могильнике найдены две тарелки из тонкого бесцветного стекла на высоком кольцевом поддоне, вертикальным бортиком происходят они из комплексов III-IV вв. н.э. Всего в предгорном Крыму известно около десятка стеклянных тарелок, датирующихся позднеримским временем. Близкие аналогии находкам из Нейзаца происходят из могильников Суворово и Озерное-III. В одном из склепов могильника найдено большое блюдо из толстого зеленого стекла конической формы на высоком кольцевом поддоне (рис. 9).

В одном из детских погребений найдено два бальзамария, датирующихся I - первой половиной II вв. н.э. (рис. 10), что делает их самыми древними из найденных на могильнике Нейзац стеклянными сосудами.  Сами же бальзамарии в первые века н.э. широко встречаются как в северо-причерноморских античных центрах, так и у населения Юго-Западного Крыма.

В целом, в могильнике Нейзац найдены сосуды сиро-палестинского, египетского, возможно италийского производства. Отдельные экземпляры могли быть привезены из стеклоделательных мастерских, расположенных на Дунае или Рейне. Некоторые формы сосудов позволяют предположить их местное северо-причерноморское происхождение. Так целый ряд стаканов, колб и кувшинов орнаментированы тонкими напаянными нитями. В такой технике орнаментировано большинство кувшинов, найденных в Юго-Западном Крыму, что позволяет исследователям предполагать их херсонесское производство.

Сосуды, найденные в могильнике, предназначались для хранения и приема пищи, подачи ее к столу. Стеклянная посуда могла использоваться не только в культовых целях, но и в повседневной жизни варваров. Не вызывает сомнений, что она в римское время уже не являлась предметом роскоши. В финале античности наблюдается «обилие» стеклянной посуды, которая использовалась не только как красивая вещь, наделенная магическими свойствами, но и как предмет обихода. Существенным недостатком ее оставалась хрупкость.