Скифские очажные подставки

Огонь, очаг, занимали важное место в религиозных представлениях скифов. Они верили в его очистительную силу, обжигали камеры склепов перед погребением. Заботились о внешнем оформлении домашнего очага: в первые века нашей эры появляются очажные подставки или «коньки». В этнографии многих народов наблюдается религиозное почитание родового или семейного очага и его олицетворение в образе «хозяина» или чаще «хозяйки». Антропоморфные изображения в сюжетах, которыми украшались очаги не зафиксированы, но забота о его внешнем виде несомненно была. Одним из вариантов проявления такой заботы было изготовление очажных подставок с головами животных.

Очажная подставка. Неаполь Скифский.jpgВремя использования «коньков» не выходит за рамки конца эпохи эллинизма, а наибольшее распространение они получают в первые века нашей эры, в связи с усилившимся после гетского нашествия гето-фракийским влиянием на культуру местных племен Северного Причерноморья. Западноевропейский «генезис» был убедительно доказан Н.Н. Погребовой, равно как и связь очажных подставок с культом домашнего очага.

М.И. Вязьмитина попыталась сопоставить «коньки» с культом великой богини – владычицы зверей – и проследить их связь с изображением так называемого фракийского конника. Однако, приведенные ею аргументы не были достаточно убедительными. Связь с данным культом была приведена в силу аналогий в предметах из Александропольского кургана, где изображены два оленя, смотрящие в разные стороны. Вместе с тем, повернутые в разные стороны, изображения баранов и других животных на очажных подставках бытовали на широких территориях у разных народов. По мнению В.Д. Блаватского, такой сюжет относится к «бродячим мотивам».

Очажная подставка. усть альма.jpgСвязывать «коньки-подставки» с фракийскими всадниками вряд ли возможно прежде всего потому, что в большинстве случаев на подставках изображены бараны, на некоторых экземплярах, как указывает М.И. Вязьмитина, головки выполнены схематично и лишь в отдельных случаях представляли коней. Орнамент в виде голов или рогов барана известен с эпохи энеолита, и ему придавалось значение оберега от злых сил. А у осетин существовало представление о прямой связи баранов с домашним очагом.

Поскольку очаг у многих народов был источником обилия, плодородия, богатства, то культ очага тесно связан с культом плодородия. В пантеоне у скифов существовала Гестия-Табити, которая выступает не только как богиня домашнего очага, но и как богиня плодородия. Поэтому большинство исследователей связывает сейчас глиняные очажные подставки с этим божеством.

Находки в Золотой Балке характерных очажных предметов с солярными знаками позволили М.И. Вязьмитиной, рассмотревшей широкий круг аналогий в Болгарии, Румынии, Средней Азии и на Кавказе, связать подставки, снабженные головками коней или баранов, также с солнечным культом. Вместе с тем, любая трактовка сюжетов украшения подобных предметов, хотя и имевших конкретное прикладное значение, является в определенной степени условной.   

skif08.jpgИзвестны целые экземпляры таких подставок и их фрагменты. Они обычно обожжены, большинство их головок имеют бесспорные признаки зооморфизма, изображение на некоторых сильно стилизовано. Некоторые аналогии таким подставкам являют собой так называемые «рогатые» кирпичи – необожженные глиняные кирпичи с выступами по бокам, напоминающими рога. Размеры очажных «коньков» в среднем составляют в длину от 20 до 35 см, в ширину – до 15 см и около 10 см в высоту. Они использовались в качестве подставки под сосуды, которые ставились на очаг. Подставки со стилизованными головами баранов, реже лошадей, являются одним из наиболее ярких маркеров позднескифской культуры.

Такие подставки встречены в Неаполе скифском, Усть-Альминском городище, городище Алма-Кермен. На некрополе Золотой Балки, на участке Е находился очаг с характерными глиняными «коньками». При раскопках Неаполя Скифского в слоях II-III вв. н.э. неоднократно встречались отломанные глиняные головки баранов и части очажных подставок, которым они принадлежали. Головки баранов найдены также на городищах Красном, Добром и Усть-Альминском. В зольнике за стеной Неаполя в комплексе II-III вв. н.э. обнаружена целая подставка.

Список литературы
Дашевская О.Д. Поздние скифы в Крыму. - М.: Наука, 1991. — 140 с
Вязьмитина М.И. Фракийские элементы в культуре населениягородищ Нижнего Днепра // Древние фракийцы в СеверномПричерноморье (МИА 150). - М„ 1969
Погребова, Н. Н. Позднескифские городища на Нижнем Днепре. — МИА, 64, 1958
Высотская, Т. Н. Поздние скифы в Юго-Западном Крыму. Киев, 1972
Высотская, Т. Н. Скифские городища. Симферополь, 1975