Скифские бляхи в виде кисти или лапы животного

Среди разнообразных украшений скифской уздечки сравнительно многочисленной является серия бронзовых бляшек, определяемая как изображение лапы животного или кисти человеческой руки. Исследователи по-разному рассматривают природу этих изделий, получивших широкое распространение на памятниках скифской культуры.

А.Д. Могилов, собрав огромный по объему материал по конскому снаряжению лесостепных племен Восточной Европы в скифскую эпоху, к бляхам в виде кисти руки относит лишь имеющие четко выраженный противопоставленный палец. Их появление А. Д. Могилов связал с распространением обряда отрезания пленникам рук, описанным Геродотом. Отсутствие большого пальца, по мнению исследователя, свидетельствует в пользу атрибуции блях как лап животных, объединенных в отдельную группу. 

бляхи.png

Еще одну группу составили бляхи «в виде лапы кошачьего хищника», отличающиеся морфологически от предыдущих наличием округлого щитка, обрамленного по периметру выпуклыми жемчужинами. Между тем «кошачьи» черты иконографии этих блях не совсем понятны. Все лапы на бляхах пятипалые, что резко отличает их от четырехпалой кошачьей лапы с рудиментарным пятым  пальцем  на  задней  стороне  ноги.  Возможно, такой  видовой  атрибуции способствовали предшествующие определения подобных блях, сделанные рядом авторитетных скифологов. Отдельную группу составили бляхи с округлым гладким щитком, названные А. Д. Могиловым гребневидными, также атрибутированные как лапы животного.

классификация алексеева.pngИная точка зрения в интерпретации этого изобразительного мотива принадлежит А. Ю. Алексееву, выделившего четыре группы блях — с реалистическим изображением человеческой кисти; гребневидные — с фигурной грибовидной верхней частью и пятью зубцами; с округлым или овальным щитком, обрамленным «жемчужным» орнаментом, и, возможно, воспроизводящим предплечье или плечевую часть руки; с сильно стилизованным изображением кисти с  разновеликими  «пальцами»,  напоминающими  пальметту.  По  мнению исследователя,  большая  часть  этих  блях  выполнена  в  виде  кисти руки и лишь для немногих экземпляров допустима трактовка образа как лапы животного, чему препятствуют особенности их анатомии.

Анализу подобных блях отвел заметное место в монографии, посвященной изучению изображений обособленных конечностей хищников в искусстве скифского звериного стиля, А. Р. Канторович. Исследователь возражает против  отождествления  подобных  блях  с  лапами  кошачьего или волчьего хищника в виду явного противоречия их природным параметрам и находит подобные соответствия в пятипалой медвежьей лапы либо человеческой кисти руки. По  мнению  А.  Р.  Канторовича,  изображения  на  большей  части  блях — амбивалентны, находятся «на  грани  зооморфности  и  антропоморфности»  и  их  появлению  способствовало  сходство изображения медвежьей лапы и его природного прототипа с кистью человеческой руки.

Начиная с В.А. Ильинской, исследователи обращают внимание на значительное преобладание кистей левых рук. Так, А. Р. Канторович приводит только один экземпляр правой кисти — бляху из Частых курганов II на Нижнем Дону. Между тем, группу блях, изображающих правую кисть, можно дополнить нащечником из Солохи. В парном конском погребении раскопками 1912 года были обнаружены две «пластины — лапы хищника, «симметричные, но не парные». Наиболее зримое отличие этих двух блях проявляется в размерах пальцев, которые у одной бляхи практически равной длины, крайние едва короче, у второй — один крайний палец вдвое короче остальных, что придает бляхе выраженные антропоморфные черты, причем именно правой кисти.

Такое  сочетание  в  одном  комплексе  «антропоморфной»  и  «зооморфной»  блях  могло бы способствовать более полному пониманию этого изобразительного мотива, чему препятствуют не до конца ясные условия их находки. Бляшки были обнаружены в неграбленном захоронении двух коней, имевших «почти одинаковые уздечки». Однако подробности местонахождения бронзовых деталей узды затерялись в блеске роскошных налобников и нащечников из золота и серебра, и поэтому до конца не ясно, эти «не парные» бляхи входили в убор одной лошади или же по одной бляхе в убор каждой из лошадей.

Бляшка, где наличествует противопоставленный палец, происходит из Тавельских курганов. Однако на этой бляшке короткие пальцы  расположены  симметрично  по  обе  стороны  кисти  и  определить,  какой из них «большой», а какой «мизинец», не представляется возможным, поэтому данное изображение можно интерпретировать в качестве кисти как правой, так и левой руки. Все же преобладание изображений кистей левых рук над правыми очевидно.

Рассматривая особенности иконографии пальцев, исследователи отмечают, что бляхи представлены двумя вариантами — в виде гладких пальцев и с отчетливой моделировкой нескольких фаланг каждого пальца. В качестве примеров блях второго варианта можно назвать находки из Солохи, Малой Цимбалки, курганов у с. Крячковка, у с. Аксютинцы, у с. Стеблев, у с. Протопоповка, из района Кавказских Минеральных вод, из каталога. Примечательно, что подобная моделировка может отсутствовать на бляшках с противопоставленным пальцем и, наоборот, наличествовать на бляшках с пальцами равной длины.

бляхи уздечные.png

Выделяются несколько блях, отличающиеся от других шестипалостью кисти. К настоящему времени известно, по меньшей мере, три подобных экземпляра из двух пунктов — это две бляхи из кургана No 3 у с. Протопоповка, а также бляха из кургана у с. Кошеватое. А.Р. Канторович объясняет этот факт схематизацией и упрощением образа бляшек. Однако ранние датировки подобных находок, противоречат этому объяснению. Кроме шестипалости в протопоповских бляхах обращает на себя внимание «избыточность» фаланг — в крайних пальцах их по три, в четырех средних — по четыре.  Крайний изогнутый палец на бляхе из кургана No 14 у с. Колбино имеет десяток фаланг.

Информацию  для  понимания  данного  образа  может  дать  обращение  к  иным  категориям  материальной  культуры  скифов.  Наиболее  представительный  массив  составляют  каменные  изваяния,  причем  благодаря  их  аутентичности  мы  имеем  возможность  наблюдать  собственно  скифские  изобразительные  традиции  антропоморфных образов. На скифских изваяниях одним из самых распространенных антропоморфных элементов является моделировка рук, отличавшаяся наибольшей «подвижностью» на фоне статичности остальных графических элементов.антропоморфные изражения.png

Территориально бляхи, изображающие кисти или лапы обнаружены на памятниках Северного Кавказа, Северного Причерноморья и Крыма, хронологически относимых ко времени от второй половины VII до IV вв. до н. э. При этом они сосуществуют одновременно с изваяниями как с анатомически  правильно  оформленной  кистью  руки,  так  и  различными  вариантами  изобразительной «патологии» — четырехпалыми кистями, зеркально вывернутыми, а  также без моделировки пальцев. То есть, совершенно очевидно терпимое отношение скифов к изъянам собственных художественных произведений, и их нисколько не  смущали  ни  различные  аномалии  в  расположении  большого  пальца  кисти,  ни  даже его отсутствие.

Показательно, что подобное вольное отношение в оформлении человеческой кисти оставалось в скифской среде до позднейшего времени, и изменить его было не под силу даже интенсивному процессу антропоморфизации искусства, сопровождавшегося массовой интервенцией в скифскую среду изделий древнегреческих мастеров с высокохудожественными изображениями человеческих персонажей.

Однако на целом ряде блях с моделированным изображением плеча/бедра имеется один очень характерный признак, свидетельствующий и в пользу их зооморфности. Речь  идет о  наличии  на  плече/бедре  своеобразного  орнаментального  знака  в  виде  «точки с запятой», который можно видеть на нащечниках из Солохи (в том числе и   на имеющем антропоморфное оформление кисти), Малой Цимбалки, Аксютинец  Подобные знаки («точка и запятая», «груша и яблоко», «восьмерка») представляют чрезвычайно распространенный орнаментальный мотив, возникший, возможно, под влиянием искусства ахеменидского Ирана и широко распространившийся в скифском зверином стиле, прежде всего, при оформлении бедра и плеча копытного животного (но и хищников также).

Список литературы
Бабенко Л.И. Об атрибуции скифских уздечных блях в виде лапы животного или кисти руки // Древности 2014-2015. Харьковский историко-археологический ежегодник. - 2015