Симферопольский клад

В 1967 году на окраине Симферополя во время работ по обустройству котлована был обнаружен клад, в котором находились сокровища Золотой Орды. Симферопольский клад – это один из великолепных памятников ювелирного искусства целого ряда культур, попавших под влияние монгольской державы, хранящийся в Государственном Историческом музее. Вокруг этой находки до сих пор ведутся ученые дискуссии. Не меньший интерес клад вызывает и у любителей истории. Но, к сожалению, многие статьи, претендующие на истинность, сопровождаются неверными данными. А прилагаемые иллюстративные материалы и вовсе не имеют никакого отношения к находками из комплекса. Постараемся разобраться в том, что же из себя представляет симферопольский клад.  

Всего рабочими были найдены 328 предметов, вскоре они были переданы сотрудникам Государственного исторического музея. Клад состоял из большого количества золотых и серебряных украшений со вставками из жемчуга, изумруда, шпинели и других камней. Кроме того, здесь были золотые монеты, украшения головных уборов. Весили сокровища 2 килограмма 584 грамма.

пайцза.pngБольше всего исследователей заинтересовала пайцза с именем хана Кельдибека (1361–1362). В.А.Мальм предполагает, что клад принадлежал крупному феодалу, занимавшему военную или административную должность. В пользу этого предположения говорит и, в первую очередь, найденная пайцза. Этот предмет представляет собой продолговатую дощечку с отверстием у одного конца для подвешивания ее к поясу. Они выдавались ханам как знак власти. Тот, у кого была такая пайза, мог беспрепятственно путешествовать по Руси, получать кров и пищу. При неподчинении населению грозила смерть.

Найденная среди предметов клада пайза представляет собой позолоченную дощечку длиной около 30 сантиметров, изготовленную из серебра. На лицевой стороне пайцзы, в верхней ее части, имеется позолоченное изображение солнца в виде круга, внутри которого помещена шестилепестковая розетка. Венецианский путешественник Марко Поло писал, что вместе с пайцзами, великие ханы Золотой Орды жаловали и серебряную посуду.

В Симферопольском кладе были найдены и такие драгоценные серебряные сосуды. Например, чаша со стилизованными надписями, небольшой сосуд с носиком, чернильница, украшенная фигурными клеймами, сосуд шарообразной формы с черневым декором. Некоторые из них могли служить для хранения белил, сурьмы или других косметических средств.

Многие вещи клада, за исключением монет, относятся к мужским и женским украшениям. Среди них – детали изысканного женского головного убора, состоящего из 19 фигурных золотых бляшек и бляхи-навершия, которое усыпано камнями, жемчугом и шестилепестковыми розетками, укрепленными на изогнутых стержнях. В центре навершия находятся две бусины, расположенные одна над другой, через середину которых проходит стержень с обломанным верхним концом. Вероятно, стержень завершался трубочкой, куда вставлялись перья.

В декоре золотых бляшек присутствовали фигурные бляшки с драгоценными и полудрагоценными камнями – жемчугом, сапфиром, шпинелью, изумрудом, аметистом, бирюзой, хризопразом и яшмовой галькой. Оборотная сторона каждого медальона украшена изображением цветка, в некоторых случаях лотоса, на черневом фоне. Многие исследователи проводили анализ такого типа головного убора золотоордынской знати. Большинство сошлись во мнении, что такой декор сложился под влиянием китайской традиции.

Г.Ф.Валеева-Сулейманова проводила интересное исследование шапки Мономаха, доказывая в своей статье, что она первоначально принадлежала знатной татарской особе. Она указывает на то, что головное украшение из Симферопольского клада состояло из бляшек, нашитых на некогда существовавшую тканевую основу, и было декорировано, как и шапка Мономаха, жемчугом, а также сапфирами, аметистами, изумрудами.

серьги.pngК головным украшениям относятся и серьги. Серьги в тюрка-монгольской среде являлись принадлежностью не только женского, но и мужского наряда. Всего в составе клада насчитывается пять серег в виде вопросительного знака. Этот тип серег был широко распространен на огромной территории в золотоордынских и более ранних кочевнических памятниках и имеет много различных вариантов. Серьги Симферопольского клада имеют составной стержень, обмотанный проволокой с одной или двумя жемчужинами на конце, а одна серьга - шпинель и крупную жемчужину неправильной формы, так называемую сироту, то есть жемчужину, не имеющую себе пары. Подобные редкие жемчужины высоко ценились. Эти серьги датируются концом XIV - начала XV века.

Отдельную группу украшений составляют бусы и пуговицы. Большинство из них-золотые. Бусы и пуговицы использовались не только по своему прямому назначению. Они нередко нашивались на отдельныечасти одежды или на занавеси внутри жилья богатых феодалов. Помимо золотых и серебряных бус среди вещей клада имеются 47 сердоликовых бусин разной формы и величины, одна из сапфира и одна хрустальная. Возможно, что эти бусы использовались в качестве четок.Безымянный_3.png

В составе клада имеются браслеты. Например, золотой двустворчатый браслет, сохранившийся, к сожалению, не полностью, с рельефным орнаментом и персидской надписью. Аналогичные браслеты с точно такой же надписью были найдены на болгарском городище Джукетау (г. Жукотин) на левом берегу реки Камы. В.А.Мальм подчеркивает, что центр производства подобных браслетов находился в Иране или Средней Азии.

Другие два браслета клада составлены из медальонов: один из фестончатых медальонов, украшенных чернью и городчатой зернью, а другой из медальонов со вставками из бирюзы и шпинели, оправа которых также украшена зернью. В Симферопольском кладе были найдены 10 различных футляров, предназначенные для хранения амулетов, преимущественно текстов молитв, игравших значительную роль в жизни мусульман. Футляры с амулетами подвешивались на груди или на шее, иногда зашивались в одежду. Среди них есть цилиндрические, фигурные и в виде прямоугольной коробочки. Четыре цилиндрических футляра выделяются тонкостью сканной работы. Их средняя часть ажурная, а по бокам расположен бордюр из растительного декора в технике накладной скани.

Интересен в симферопольском кладе один из двух футляров в технике ажурной скани, его орнамент состоит из широких спиралей с завитками, веточек, бутонов, цветов и мелких, заполняющих фон, завитков. Футляр для молитвенных текстов  представляет собой изящный фигурный двухсторонне орнаментированный предмет. По двум концам предмета есть небольшие отверстия. Они говорят о возмож ном использовании этой вещи не в качестве футляра, а как привески или другого украшения. Другой футляр клада в виде прямоугольной коробочки, украшен зернью, сканью и жемчужиной. Не исключена возможность, что этот футляр мог использоваться и в качестве коробочки для туалетных принадлежностей, которые носили на груди или у пояса.

В симферопольском кладе присутствуют разной формы сканные медальоны нагрудного украшения. Среди них больше всего встречается форма многолепесткового цветка. Некоторые медальоны-розетки симферопольского клада имеют формы шести и восьмилепесткового цветка. Легкая ажурная филигрань заполняет жесткую каркасную систему из свитых и соединенных вместе проволок. В декоре медальонов использован тип незамкнутого завитка, такие завитки заполняют фон.

Чрезвычайно богато представлены в кладе поясные наборы. Пояса являлись неотъемлемой и важной частью костюма у многих народов. Значительный интерес представляет золотой поясной набор, состоящий из 31 предмета: наконечника, бляхи с крюком и двух блях с фигурными скобами, служившими для подвешивания к поясу необходимых вещей, 22 прямоугольных бляшек, трех бляшек сердцевидных, одной фестончатой и одной обоймы. Этот набор украшен вставками из сердолика, одного из любимых камней на Востоке. Сочетание золота с сердоликом вместе с красивым орнаментом придавали поясу необычайно красивый и нарядный вид. Наконечник и бляхи двусторонние. Лицевая сторона их украшена сердоликами и орнаментом преимущественно в виде завитков. Большое внимание ювелир уделил и оформлению их оборотной стороны. В центре блях и наконечника он поместил ажурные пластинки с изображением виноградной лозы, выполненной с большим художественным вкусом, а для лучшего выявления орнамента под пластинки сделал подкладки из серебра. Ажурную пластинку на каждом предмете мастер вставил в рамку, украшенную растительным узором.

Второй поясной набор, сохранившийся, очевидно, не полностью, состоит из девяти золотых фигурных бляшек и одного наконечника. На каждой бляшке и на наконечнике имеется выпуклая фестончатая розетка с изображением водоплавающей птицы и растительного узора на черневом фоне. Ни одна птица не повторяет другую, все они изображены очень динамично и в разных ракурсах.

Последний пояс более скромный. Он сделан из серебра. В его состав входят пряжка, наконечник, шесть прямоугольных и двадцать фигурных рельефных бляшек. За исключением фигурных бляшек все детали пояса украшены эмалью и изображениями орла, дракона и розеток с геометрическим и растительным орнаментом. Этот поясной набор имеет самые близкие аналоги среди поясных наборов из курганов, расположенных близ станицы Белореченской на Северном Кавказе, что указывает на единство их происхождения и одно и то же время бытования.

серебряный набор.png

Заслуживает внимания ложка-черпак с интересным навершием на конце ручки в виде фигурки человека. Он сидит, опираясь локтями на колени, обеими руками держа сосуд, поднесенный ко рту. На голове его шапка тюрка-монгольского типа конической формы. Ее тульл: простегнута вертикальными швами, сходящимися на верху. В месте соединения ручки с черпаком имеется стилизованное изображение филина с огромными круглыми глазами. Очевидно, этой фигурке придавалось значение амулета, предохранявшего владельца ложки от злых духов. Почитание филина у монголов прослеживается с глубокой древности.

Скорее всего, сокровища были помещены в какой-то сосуд, но установить это уже невозможно, поскольку клад нашли не археологи, а рабочие во время строительных работ. Вероятно, предметы были зарыты во второй половине XIV века. Узоры, которые украшали предметы, сильно отличались друг от друга по стилю. Очевидно, они были привезены из самых разных мест: Китая, Северной Индии, Ирана, Малой Азии, Йемена, Леванта, Венеции и Генуи. Это свидетельствует о широких контактах Золотой Орды. Разнообразие техники в изготовлении предметов также поражает. Здесь можно встретить скань, зернь, гравировку, чернь, золочение, чеканку и эмаль. 

Большую роль в развитии экономической и культурной жизни Золотой Орды сыграл Крымский полуостров. Здесь проходили торговые пути, связывающие Золотую Орду с Западной Европой, Передней Азией и Египтом. Через Крым поток товаров направлялся в Нижнее Поволжье, в крупные золотоордынские города, а оттуда – в Среднюю Азию, Иран и Китай. Находка симферопольского клада свидетельствует о разнообразии контактов зрелой Золотой Орды с государствами исламского и христианского мира, в частности, с известными своей торговой деятельностью городами Венецией и Генуей.

Симферопольский клад с интересом изучали и изучают разные исследователи, но до сих пор он таит в себе множество вопросов. Высокий вкус, качество художественного и технического исполнения ювелирных шедевров демонстрируют высокое мастерство, а также связи между мастерами  на отдаленных территориях в золотоордынское время.

Список литературы
Чавушьян Д.М. Ювелирное искусство Золотой Орды в сокровищах Симферопольского клада // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2012. № 2-1. С. 80-91.
Мальм В.А. Симферопольский клад // Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Государственный ордена Ленина Исторический музей. - М.: Внешторгиздат, 1987. — 32 с.