Серебряные орлиноголовые пряжки

В VI-VII вв. крымские готы хоронили взрослых женщин в парадном наряде с парой фибул на груди и с большой пряжкой на поясе. Широким ремнем с большой пряжкой крымские готки подпоясывали верхнее платье. Фибулами пристегивали наплечную одежду. Это могла быть накидка из легкой ткани, либо плащ с широкими рукавами. Косвенно присутствие накидки или плаща в костюмах крымских готок подтверждает расположение бисера, которым обшивали края одежды. Так, в захоронении 1 первой четверти VII в. из склепа 100 могильника у с. Лучистое, кроме бус из ожерелья, найдено несколько сотен стеклянных бисерин черного, синего и зеленого цвета и более 40 мелких, плоских янтарных бусинок. 

Крымские готки застегивали широкие пояса большими пряжками различных форм. В VI в. – первой половине VII в. бытовали пряжки с прямоугольными щитками, во второй половине VI-VII вв. — орлиноголовые пряжки. В середине VI в. по привозным гепидским образцам в Крыму начинают производить местные орлиноголовые пряжки, бытующие до конца VII в. Происходящие из Лучистого южнокрымские орлиноголовые пряжки распределяются по пяти вариантам, выделенным по длине держателя кольца — пластины, припаянной и закрепленной заклепками к передней стороне щитка и соединяющей его с кольцом. Ранние пряжки сделаны с коротким держателем кольца, поздние — с самым длинным.

Перечисленные большие пряжки укреплялись на ремне из кожи толщиной 0,3-0,5 см. Ремень вставлялся между верхней и нижними пластинами щитка. С обратной стороны нижняя пластина усиливалась 3-6 узкими, вырезанными из меди пластинками, скрепленными со щитком заклепками-гвоздиками. Остатки кожи часто фиксируются между щитком и нижней пластиной больших пряжек. В месте крепления пряжки ремень по ширине равен щитку (от 4,8 до 6,4 см). К концу ремень сужался — прорезь кольца уже щитка на 0,4-1,4 см .

Многие пряжки поношены и сохраняют следы ремонта. Наиболее распространенный вид ремонта — замена тыльной части кольца пряжек. Именно на эту часть приходилась основная нагрузка при застегнутом ремне. Вместо сломанной детали к кольцу при помощи заклепок закрепляли бронзовый стержень с расплющенными концами. У некоторых орлиноголовых пряжек после долгой носки на отдельных участках с орнаментом образовались отверстия и трещинки. При ремонте с обратной стороны щитка на поврежденные участки были напаяны медные пластины. Язычки пряжек обычно отливались из серебра со скобой, при помощи которой они укреплялись на кольце. Сломанные скобы заменяли бронзовыми или железными, укрепленными на пасту внутри полого язычка. При починке орлиноголовой пряжки из склепа 54 могильника ее щиток, по размерам и декору характерный для ранних пряжек, соединили с длинным держателем кольца 4 варианта второй половины VII в. 

Женский пояс с большой пряжкой застегивался справа налево, так же, как и мужские пояса. В погребениях пряжки располагались кольцом вправо. Однако, в ряде случаев, зачищенные in situ большие пряжки лежали иначе: кольцом влево и с перевернутыми изображениями на щитках. При таком положении пряжки ремень должен был застегиваться слева направо. Пояс с прикрепленной наоборот пряжкой мог принадлежать женщине-левше. В подтверждение этого отметим, что ножи и маленькие пряжки, которыми застегивали сумочки, на этих костяках лежат на правой стороне, тогда как в остальных — слева. Прикрепленными к поясу справа сумкой и ножом удобно пользоваться левше.

Классификация южнокрымских орлиноголовых пряжек, учитывающая не только один или два основных признака, но весь комплекс морфологических и декоративных элементов, выполнена И.П. Засецкой. Опираясь на сочетание разновидностей морфологии и декоративного оформления щитка, язычка, кольца, орлиноголового выступа исследователь выделила пять групп пряжек – А, Б, В, Г, Д – и выстроила наиболее вероятный эволюционный ряд этих предметов. Кроме того, ею рассмотрены вопросы относительной и абсолютной хронологии орлиноголовых пряжек, а также истоки их появления в Крыму.eagle-head-buckle (1).png

Только группа Д характеризуется сочетанием прежде всего декора щитка и выступа и в этой группе отмечены редкие формы кольца и декора на орлиной головке. Редкие формы язычка также преобладают в данной группе. По этим характеристикам к группе Д очень близко примыкает группа В, но ее отличает устойчивое сочетание иного типа декора щитка и орлиноголового выступа. Группа Г, судя по всему, является типологической разновидностью группы Д – результатом некоторой ее эволюции. Эта эволюция находит отражение в изменении формы декоративных полей по периметру щитка - они становятся дугообразными, а также в появлении дополнительного узкого орнаментального поля вокруг центральной вставки. Важным показателем эволюции является и увеличение длины петель пряжек группы Г до 2 - 2,5 см. Интересно, что почти все известные экземпляры предметов группы Г происходят из Лучистого.

И.П. Засецкая еще раз подтвердила вывод, высказывавшийся и ранее, что прототипами для ранних южнокрымских пряжек (группы В, Г и Д) послужили гото-гепидские вещи Среднего Подунавья первой половины - середины VI в. Кроме того, некоторые признаки объединяют южнокрымские пряжки с боспорскими орлиноголовыми. Особенно показательны маленькие размеры изделий, разновидность кольца без выраженных звериных голов на концах и типично боспорская форма язычка. Эти признаки нередко фиксируются на пряжках группы Д. Вероятно, на ранних этапах распространения орлиноголовых пряжек в Крыму (около середины VI в.) – южнокрымская ювелирная школа в какой-то степени была знакома с образцами изделий, распространенных в это время на Боспоре, однако их влияние не проявилось в наиболее значимом элементе пряжек – щитке и его декоре. Кроме того, технологические схемы производства боспорских и южнокрымских пряжек имеют мало общего. Вероятно, правильнее говорить о близких прототипах для изделий и Боспора, и Южного Крыма. Эти прототипы – пряжки среднедунайского региона. В первой половине VI в. они хорошо известны и за пределами Подунавья – в керченском некрополе и на Тамани.

Группы пряжек А и Б выделяются четко. Это наиболее крупные изделия с устойчивым сочетанием основных признаков. Эти разновидности являются типологически более поздними, чем В, Г, Д. Группа А – наиболее поздняя в эволюционном ряду. Изделия данного типа, по-видимому, своим происхождением связаны с пряжками группы В. По сравнению с последними, изменилась лишь орнаментация орлиной головки, а на щитке появился новый декоративный элемент – волютообразные завитки с четырех сторон центральной вставки. И конечно, заметно увеличилась длина пряжек. Композиция орнамента на щитке не имеет аналогов за пределами Крыма. Поздняя хронологическая позиция группы А не вызывает сомнений, ведь именно этим пряжкам в комплексах чаще всего сопутствуют пальчатые фибулы днепровского типа. И именно эти пряжки очень часто служат основой для датирования находок днепровских пальчатых фибул.

Предметы группы Б отличает редкое совпадение всех декоративных и морфологических элементов, вплоть до мельчайших деталей. Лишь у одного экземпляра (Суук-Су, погр. 86) был заменен язычок, а у другого (Суук-Су, погр. 131) – первичные петли были заменены более длинными, за счет чего увеличилась и общая длина. Исследование Е.А.Шаблавиной убедительно продемонстрировало, что все пряжки этой группы были отлиты одним мастером с использованием одного шаблона (по нему готовилась литейная форма), последовательные правки на котором носили только декоративный характер: корректировался орнамент в центральном поле, менялись вставки и т.п.. Судя по концентрации находок, место изготовления пряжек группы Б находилось в окрестностях могильника Суук-Су. Время их производства не могло быть слишком длительным из-за недолговечности шаблона, изготовленного, скорее всего, из дерева и воска. Данное наблюдение делает данную группу пряжек достаточно надежным показателем синхронизации комплексов.

Таким образом, орлиноголовые пряжки подразделяются на ранние разновидности (группы В, Д и отчасти Г) и поздние (группы А и Б). При этом нельзя исключать, что в рамках некоего переходного периода некоторые из выделенных групп могли бытовать синхронно, тем более, что целый ряд различий между этими группами скорее всего не имел хронологического значения, а мог быть связан с другими причинами. Некоторые носят просто декоративный характер. Кроме того, судя по концентрации находок разных групп изделий, явно существовали локальные центры их производства: большинство пряжек группы Б найдено в Суук-Су, пряжки групп А и Г сосредоточены преимущественно в Лучистом. Но наиболее ранние группы В и Д распространены равномерно.

Список литературы
Амброз А. К. Дунайские элементы в раннесредневековой культуре Крыма (VI–VII вв.) // КСИА. 1968. Вып. 113.
Засецкая И. П. О хронологии и взаимосвязи орлиноголовых пряжек из Боспорского некрополя и южно-крымских могильников раннесредневекового периода // НАВ. 2005. Вып. 7.
Фурасьев А. Г. Двупластинчатые фибулы с выступами на головке: проблема эволюции (по материалам могильника Суук-Су) // Славяно-русское ювелирное дело и его истоки: ТДК. СПб., 2006.
Хайрединова Э. А. Женский костюм с южно-крымскими орлиноголовыми пряжками // МАИЭТ. 2000. Вып. VII.
Шаблавина Е. А. Шаблоны для литья орлиноголовых пряжек из южно-крымских могильников // АСГЭ. 2005. Вып. 37.
Шаблавина Е. А. О раннесредневековой продукции боспорских ювелиров (на примере орлиноголовых пряжек) // АВ. 2006. № 13.