Рельефные стеклянные кубки с «бутонами лотоса» из Херсонеса

Среди стеклянных сосудов первых веков нашей эры, найденных при раскопках Херсонеса, выделяется небольшая группа кубков или стаканов конической формы, которые отличаются своеобразным декором, представляющим собой рельефный орнамент, состоящий из так называемых «бутонов лотоса» («lotus bud»). Часто декор дополнялся и другими деталями, например, оттиснутыми выпуклыми бугорками. Ко дну т.н. «бутоны» уменьшаются в размере. При этом они либо гладкие, либо обладают более сложным, трехступенчатым, рельефом.

В херсонесской коллекции насчитываются фрагменты четырнадцати таких кубков, но, к сожалению, здесь нет целых сосудов этого типа. Тем не менее, их форма хорошо восстанавливается на основе сохранившихся частей. Как правило, данные кубки имеют вертикальные стенки, слегка сужающиеся книзу, срезанный, довольно грубо отшлифованный край венчика и дно, профилированное выпуклыми концентрическими окружностями.

Технологический прием, с помощью которого изготавливались все подобные сосуды, заключался в том, что все они выдувались в негативной разборной матрице, сделанной из глины или камня. Швы матрицы обычно хорошо видны на готовом изделии. Судя по их количеству и расположению, это были формы, состоящие из двух, трех или четырех частей. Цвет стекла кубков из Херсонеса светло-голубой, оливковый, либо бесцветный. Качество материала очень высокое – стекло плотное, блестящее, практически без пузырьков. Его поверхность слабо повреждена иризацией. Далее остановимся на особенностях орнаментации рассматриваемых сосудов.

Пять кубков (рис. 1. 1) с гладкими «бутонами» не имеют каких-либо расположенных между ними дополнительных выпуклых бугорков и могут датироваться по аналогиям из Рейнского региона не ранее второй половины I в.н.э.

СтеклоХерсонеса1.jpg

Два фрагмента представляют собой кубки, как и предыдущие, с гладкими «бутонами», но дополнены расположенными между ними выпуклыми бугорками (рис. 1. 2). Стекло обоих фрагментов светло-оливкового цвета. Кубки с орнаментом этого типа известны из раскопок в Нижней Паннонии, где они датируются I – первой половиной II в. н. э. и относятся исследователями к сирийской продукции.

Пять сосудов украшены трехступенчатыми «бутонами» без выпуклых бугорков между ними. Из них можно выделить один (рис. 1. 3). Это неплохо сохранившаяся нижняя половина кубка из стекла светло-голубого цвета с сероватым оттенком. На дне – две выпуклые концентрические окружности. Кроме того, на стенках отчетливо просматриваются три шва от разъемной формы, что говорит о том, что кубок был изготовлен в четырехчастной матрице (три части для стенок и одна – для дна). Орнамент этой группы кубков является наиболее распространенным и встречается как в Северном Причерноморье, так и в западных провинциях Римской империи. Большинство экземпляров датируются I или началом II вв. н. э.

стеклоХерснеса2.jpg

Стоит выделить еще кубки с трехступенчатыми «бутонами», выпуклыми бугорками между ними, дополненные в нижнем ярусе вакхическими масками персонажей, связанных с культом Диониса, чередующимися с «бутонами» (рис. 2). Кубки выдуты из стекла разного цвета: бледно-голубого, оливкового и бесцветного, со слабым голубоватым оттенком. Стекло хорошего качества, поверхность немного затронута иризацией. На стенках хорошо видны два шва разъемной матрицы, расположенные друг против друга, которые переходят на дно. Это говорит о том, что для отливки дна не делали отдельную форму, а отливали кубок в двухчастной форме. На стенках двух кубков сохранились три маски (из четырех), которые изображают Сатира, Силена и Менаду. По логике вещей, четвертой маской должна бы быть маска Диониса. По какой-то невероятной случайности оба кубка разбиты так, что в них отсутствует одна и та же деталь декора. Уцелел также небольшой идентичный фрагмент третьего кубка с частью маски Силена. При внимательном изучении фрагментов всех трех сосудов обнаружилось, что все они отлиты в одной и той же форме. Доказательством этому может служить наличие погрешностей в орнаменте матриц: это два выпуклых бугорка между бутонами, которые совершенно одинаково сдвинуты немного в сторону, а не расположены горизонтально, как все остальные. Кроме того, швы разъемной формы размещены на стенках абсолютно идентично, а при наложении фрагментов один на другой полностью совпадают. Только если два из этих кубков выдувались еще в свежую форму, то третий, из оливкового стекла, был отлит, скорее всего, несколько позже, когда форма была уже неоднократно использована. Поэтому мы видим не всегда четкие, иногда «размытые», линии деталей декора, да и набор стекла использован уже другого цвета. Единственный кубок аналогичный хероснесскому происходит из Хорватии, датируется I в. н. э. и хранится в Археологическом музее Сплита.

Исследователи, как отечественные, так и зарубежные, относят кубки, аналогичные херсонесским, к продукции восточно-средиземноморских, чаще сирийских, иногда северо-италийских мастерских. По всей видимости, из Сирии они привозились и в Херсонес. Тем более, что при изготовлении всех сосудов, о которых идет речь, использовались технологии, характерные для мастерских Сирии, с которой у Херсонеса в первых веках нашей эры существовали устойчивые торговые отношения.

Необходимые ссылки
Список литературы
Рыжова Л.А., Рыжова Ю.С. Стеклянные кубки с рельефным орнаментом в виде «бутонов лотоса» из раскопок Херсонеса // Херсонесский сборник. Вып. ХХ. 2019.