Пир в гранатовом саду или чаша из Солхата

Солхат  (Старый Крым) некогда был одним из важнейших торгово-ремесленных центров средневекового Крыма. Особый колорит городу придавала и культурная составляющая его жизни. Здесь находили яркое отражение самые разные элементы исламской цивилизаций, даже самые неочевидные. О том, как протекала в городе культурная жизнь можно судить по самым разным находкам, в том числе и уникальным. Одна из них была сделана более тридцати лет назад, но до сих пор привлекает к себе внимание, как профессиональных исследователей, так и ценителей древностей.

Речь идет о керамической поливной чаше т.н. группы «сельджукской керамики сграффито».

Сграффито (от итальянского sgraffito — «царапать») — техника украшения керамики, основанная на процарапывании верхнего слоя покрытия до нижнего слоя, отличающегося по цвету. Появившись еще в глубокой древности, эта техника во времена Сельджукской империи (XI-XII вв.) получила особое развитие.

 

Без имени-10_4.jpg

Без имени-9_7.jpg

Найдена она была при исследовании нижних кладок мечети Бейбарса в заполнении землянки, обнаруженной под ее полом. Наличие землянки здесь не случайно, поскольку до момента строительства мечети этот участок был занят бедной городской застройкой. Сама землянка была давно заброшена и использовалась в качестве мусорного коллектора. При ее расчистке обнаружено большое количество разнообразной разбитой утвари и, что самое главное, более сотни монет, позволивших датировать заполнение «коллектора» не позднее 1385 года. Чаша же была найдена в слое с монетами конца XIII – первой половины XIV вв. 

Без имени-2_20.jpg

Сосуд был разбит на несколько фрагментов и после реставрации предстал в виде большой чаши на кольцевом поддоне с прямыми суживающимися стенками и покрытую бледно-желтой глазурью с зелеными пятнами. Ее размеры: высота – 16,5 см, диаметр венчика – 35,5 см, диаметр кольцевого поддона – 10 см. Чаша не имеет прямых аналогий ни по форме, ни по декору. По мнению исследователя Солхата М. Г. Крамаровского есть все основания считать ее продукцией местных, солхатских, гончаров.

Снаружи сосуд украшен композицией из нескольких пирующих людей в гранатовом саду. Поскольку сохранилось только две трети чаши, то на ней представлено только три фигуры из, предположительно, шести. Все фигуры равновелики, безбороды и изображают, по-видимому, молодых людей.

Без имени-13_1.jpg

Первый юноша, одетый в кафтан с коротким рукавом без запаха с округлым вырезом под шею, сидит поджав ноги под себя. Его кафтан орнаментирован изображением гибкого стебля с пальметтами и украшен «повязками» без надписей. Также видны узкие ру¬кава нижней рубахи. В правой руке у юноши кубок, который он изящно поддерживает за край ножки большим и указательным пальцами. Волосы у молодого человека короткие, на голове высокий тюрбан.

Без имени-12_4.jpg

Второй одет в такой же кафтан с длинными рукавами. Сходен с первым и рисунок узора кафтана. Хорошо различим наборный пояс и мужская коса, откинутая к левому плечу. В правой руке он держит за край ножки кубок, прижимая его к груди. В левой руке юноши бутыль с узким высоким горлом, из которой пирующий намерился наполнить бокал своего соседа.

Без имени-14_1.jpg

Третья фигура – самая интересная. Юноша изображен в акробатической позе мостика с прогибом и опорой на ноги и руки одновременно. Он одет в широкие в поясе штаны, заправленные в высокие сапоги с косым срезом голени¬ща. Короткая куртка плотно облегает фигуру. Из-под коротких рукавов куртки видна нательная рубаха. Юноша жонглирует тремя кубками, один из которых, описав крутую дугу, проливается прямо в рот. Разная фактура ткани штанов и куртки подчеркнута двумя контраст¬ными узорами: штаны покрыты небрежно прочерченными полосами, куртка покрыта завитками и украшена фигурным галуном. Всё действие происходит в саду на фоне кустов граната. Верх компо¬зиции отмечен стилизованными «китайскими» облаками, а низ передан утолщенной линией с прочерченными «горками».

Без имени-15_0.jpg

На дне чаши круглый медальон, заполненный растительным узором, обрамленный узкой плетенкой с «лучами». Изнутри стенки чаши украшены изображениями плодовых кустов, «вырастающих» из трехчастных полу пальметт. Между ними — «танцующие» рыбы. Изображения рыб как бы напоминают о необходимости наполнения чаши водой, если сосуд использовался для ополаскивания рук за пиршественным столом, или вином, в случае, если сосуд служил для его подачи.

Персонажи сцены в гранатовом саду подчеркнуто молоды, хорошо одеты, удалы и равны в месте на пиру. Вероятно, все они являются представителями т.н. «фитйан» или «футуввы» – распространенной на Ближнем Востоке в эпоху средневековья ассоциации или братства молодых (еще не женатых) мужчин. Такие сообщества придерживались определенного кодекса чести, давали обет быть верными в дружбе, великодушными, благородными, смелыми, чтили целомудрие.

Находка подобной чаши в Солхате проливает свет на культурную жизнь города на рубеже XIII - XIV веков. Ранее о проникновении в Крым молодежных братств, вроде фитйан, писал советский востоковед-тюрколог В. А. Гордлевский (1876-1956). Связано это было с сильным сельджукским влиянием и переселением в XIII веке на полуостров исламских духовных авторитетов из Анатолии. В пользу этого говорит и то, что декор и манера изображений на солхатской чаше типичны для поливной анатолийской керамики XIII–XIV веков.

 

Список литературы
Крамаровский М. Г. Византийская и сельджукская керамика сграффито с темой вина и веселья кон. XII - первой пол. XIV в. (по материалам Крыма и Черноморского побережья Болгарии) // Античная древность и средние века. Вып. 31. 2000. С. 233-250.
Крамаровский М. Г. Человек средневековой улицы. Санкт-Петербург. 2017.
Крамаровский М. Г. Братство фитйан в Крыму и чаша со сценой пира из Солхата (первая половина XIV в.) // Материалы по археологии, истории и этнографии Таври. Вып. XXIII. 2018. С. 731-735.