Местная поливная керамика Юго-Восточного Крыма

В домонгольское время в Крыму не существовало местного производства поливной керамики, вся она была импортной. За исключением нескольких крымских городов, например, Херсона, такая керамика была довольно немногочисленна и, видимо, являлась предметом роскоши. В большинстве своем она относится к производству Византии, Малой Азии или Закавказья. Радикально ситуация меняется в период расцвета золотоордынских городов в XIV в., когда в ряде центров начали работать гончарные мастерские, наладившие массовое производство стандартной столовой керамики.

Наиболее мощными производственными центрами стали города Нижнего Поволжья и Юго-Восточного Крыма. И если посуда, изготовленная в Нижнем Поволжье, в своем распространении была ограничена в основном Поволжьем и русскими землями, то изделия крымских гончаров получили повсеместное распространение на всей территории Восточной Европы. И даже в северных регионах их находки не единичны, при этом речь идет о ввозе именно дешевой продукции массового производства.

На протяжении конца XIII-XIV вв. происходило непрерывное изменение состава поливного импорта из городов Юго-Восточного Крыма. При этом речь идет о больших партиях сосудов, производившихся для продажи на рынке и имеющих одинаковый декор. Изменение декора происходило достаточно быстро. Не столь быстро, но все же происходило и изменение морфологии сосудов. Изменялся состав центров экспортеров и их доли на рынке. Все это делает поливную керамику производства городов Юго-Восточного Крыма ценным датирующим материалом.

Ярким памятником, на котором представлен керамический импорт из крымских производственных центров, является городище Азак (Тана) Раскопки, проведенные в большом количестве закрытых комплексов, датированных монетами, позволяет выстроить хронологическую колонку этих изменений.

Хотя поливная керамика Юго-Восточного Крыма и в целом опубликована совершенно недостаточно, начальный период ее производства освещен особенно слабо. Хронологические рамки периода определяются следующим образом. Нижней границей является период правления хана Менгу-Тимура (1266-1282 гг.), когда возникают все крупные золотоордынские городские центры, начинает работу ряд монетных дворов. В это время перемещаются массы населения, в том числе и квалифицированных ремесленников. Складывается потенциальный рынок сбыта продукции гончаров и налаживаются торговые пути внутри Улуса Джучи. Верхней хронологической границей является рубеж 1320-1330-х годов. К этому времени окончательно складывается система расселения оседлого, прежде всего городского, населения Золотой Орды, его культура и экономика, в т.ч. монетное обращение.

Изделия гончаров Юго-Восточного Крыма имеют ряд характерных особенностей и легко могут быть опознаны. Здесь производилась и неполивная и поливная керамика. Но именно поливная керамика в основном вывозилась за пределы Крыма. Формовочные массы (компоненты теста) – пластичные, очень однородные, без визуально заметных песчанистых примесей. Глина может содержать (но не обязательно) природную примесь вторичных (оолитовых) известковых включений различной концентрации и разных размеров, вплоть до очень крупных (6-7 мм в поперечнике). При расположении этих включений близко к поверхности черепка вокруг него образуется характерный кратерообразный скол.

В формовочную массу добавлялся шамот, который может иметь цвет, совпадающий с окраской черепка или более темный. Размеры и концентрация крупиц шамота заметно больше в изделиях мастеров Солхата. Обжиг, как правило, сквозной, различных оттенков: светло-коричневого, розово-коричневого, оранжево-коричневого, иногда кирпичнокрасного цвета. Вместе с тем достаточно часто внешняя поверхность черепка светлее излома. Иногда высветленный слой имеет толщину в доли миллиметра и фиксируется не на всей поверхности сосуда. В других случаях обжиг становится двухслойным. При этом внешний слой бежевого или бежево-коричневого цвета может иметь толщину от 0,5-1 мм до 3-4 мм. Сосуды производства Солхата могут иметь признаки более высокотемпературного обжига и иметь более темную окраску поверхности и излома.

Все поливные сосуды изготовлены путем вытягивания из комка глины. Некоторые из крупных неполивных кувшинов изготовлены с использованием скульптурной лепки. Плоскодонные сосуды срезаны с круга нитью. При анализе технологии поливной керамики особое внимание следует уделять особенностям изготовления поддонов. Именно этот технологический момент можно признать субстратным. Рассматривая по этому критерию готовые изделия, можно констатировать, что группа гончаров, работавших в городах Юго-Восточного Крыма, генетически неоднородна.

Представлены оба основных варианта изготовления поддонов. Первый – вырезание полости поддона в заготовке, изготовленной в процессе формовки самой чаши. Второй – наклеивание кольца поддона, изготовленного отдельно от чаши, формовавшейся на тонком плоском дне. Первый способ наиболее часто фиксируется на сосудах производства Солхата.

чаши.pngПервые находки, которые свидетельствуют о производстве поливной керамики в городах Юго-Восточного Крыма, можно датировать серединой третьей четверти XIII в. В это время ее доля составляет 2-5% всего комплекса поливной керамики. Единичность находок не позволяет охарактеризовать особенности производства этого периода. Следующий хронологический этап образуют комплексы с монетами, определение которых вызывает значительные трудности. В целом эта группа комплексов может быть датирована в пределах последней четверти XIII – начала XIV вв. В это время доля восточнокрымской продукции среди поливной керамики Азака возрастает до 20-30%. Среди продукции преобладают монохромные неорнаментированные чаши, миниатюрные чашечки, тарелки и блюда зеленого, желтого цветов. Однако отмечены и чаши со скудным орнаментом, выполненным в технике сграффито.

Среди орнаментальных композиций – концентрические окружности в центре, стилизованное изображение растительного побега на бортике, ленты, расходящиеся от центра с вписанными в них одиночными волнистыми линиями. Есть и единичные образцы с более сложной композицией, например, цветочной розеткой. Также единичны образцы с расцветкой орнамента в технике сграффито цветными пятнами. Обнаружены чаши с орнаментацией брызгами марганца. По всей видимости, мастера Юго-Восточного Крыма в это время копировали орнамент, наиболее широко распространенный на массовой византийской поливной керамике.

блюда1_0.png

Среди продукции есть также кувшины двух типов. Это кувшины со штампованным орнаментом и сосуды, напоминающие по форме современные кувшины-молочники, с широким горлом и сливом на венчике. Последний тип, по всей вероятности, появился в результате копирования итальянских протомайоликовых кувшинов, поступавших в это время в Северное Причерноморье. Однако в отличие от прототипов, восточно-крымские кувшины не имели полихромной росписи. В большинстве своем они были монохромными и реже орнаментировались пятнами марганца.поливная посуда.png

Второй хронологический этап образуют комплексы, датированные медными монетами чеканки Крыма 1315 г. и чеканки Сарая 1321, 1325, 1326 гг., т.е. относящиеся к первой четверти XIV в. Доля продукции гончаров Восточного Крыма в Азаке, по сравнению с предшествующим периодом, практически не возрастает, составляя по-прежнему 20-30% всей поливной керамики. Возможно, несколько иной была ситуация в городах самого Крыма, но здесь пока не обнаружены закрытые комплексы этого времени. В это время резко возрастает видовое и типовое разнообразие.

Представлены чаши разного размера, от миниатюрных до очень больших: тарелки, блюда, кувшины разных типов, аптечные амфоры, афтобы, водолеи самой различной профилировки. По-прежнему значительную долю составляют монохромные неорнаментированные сосуды. Представлены все техники орнаментации, которые будут использоваться крымскими мастерами и в дальнейшем: сграффито, сграффито с полихромной расцветкой, полихромная роспись, расцветка пятнами марганца, роспись ангобом, штамповка.миски ц.png

Среди композиций сграффито по-прежнему отмечаются простейшие орнаменты, заимствованные с византийской продукции – концентрические окружности, одиночная волнистая линия между прямых линий. Однако большее распространение начинают приобретать и цветочные розетки, в т.ч. занимающие все орнаментальное поле (как это можно судить по более поздним аналогиям). Именно эти композиции в дальнейшем станут доминировать на поливных чашах восточно-крымского производства. В целом к концу первой четверти XIV в. складываются все особенности характерные для поливной керамики, производимой в Юго-Восточном Крыму. 

Развитое гончарное ремесло в прибрежных областях Крыма, подконтрольных Византийской империи, которое использовало те же источники глины и те же добавки, меняющие пластичность, существовало уже в VIII-X в. Судя по некоторым достаточно специфическим технологическим особенностям (использование для орнаментации неполивных сосудов узкого гребня с частыми зубцами, нижний прилеп ручки, размазанный в стороны), существует определенная преемственность между гончарами золотоордынского времени и периода существования Хазарского каганата.

С другой стороны, ясно, что технологии производства поливной керамики были принесены сюда только в золотоордынский период. Сделали это пришлые мастера, тем более что два из трех основных производственных центров – Каффа и Солхат – возникают только в это время. Из числа вероятных центров, откуда могли быть заимствованы данные технологии, следует исключить основные территории Византии. Различия в технике изготовления поддонов указывают на это однозначно.

Наиболее вероятным представляется налаживание производства поливной керамики выходцами из Закавказья, которые, однако, не налаживали гончарное производство с нуля, а влились в число уже ранее работавших здесь мастеров. Причем эти гончары были уроженцами различных мест и переселялись в города Юго-Восточного Крыма неоднократно. Это и обусловило определенные различия в стилистике и некоторых технологических приемах между мастерами Солхата и Судака с Каффой.

Список литературы
Масловский А.Н.Начало производства поливной керамики в Юго-Восточном Крыму в последней четверти XIII - первой половине XIV вв. // Филология и культура. - 2012. - №1(27). - 192-196
Масловский А.Н. Восточнокрымский поливной импорт в золотоордынском Азаке. Вопросы хронологии // Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X—XVIII вв. Под редакцией С. Г. Бочарова, В. Франсуа, А. Г. Ситдикова Институт археологии имени А. Х. Халиков