Каменные стелы эпохи бронзы

Каменные стелы или каменные бабы — антропоморфные менгиры, каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда женщин установленные в южнорусских степях, а также родственные им каменные изображения в степях Казахстана, Алтая, Монголии и Тувы. Основную часть древнейших каменных статуй оставили индоевропейцы, которые жили в степях на территориях нынешней России и Украины, а также в Крыму в период раннего металла (энеолит и бронза 4—2 тыс. до н. э.). К ним часто относят нижнемихайловскую, ямную, катакомбную археологические культуры. Также антропоморфные стелы присутствуют в кеми-обинской культуре.

 Изучение монументальных скульптур, типа стел, эпохи энеолита-бронзы, продолжаются не одно столетие. Но среди исследователей так и не было выработано общее мнение относительной культурной принадлежности этих антропоморфных скульптур из камня. В настоящее время по данному вопросу сложились два направления. Сторонники перового (Лесков, Телегин, Хоуслер) относили стелы к доямному энеолитическому населению, рассматривая их как составные элементы святилищ. Представители второго рассматривают изваяния как часть идеологической атрибутики различных культур, преимущественно носителей ямной общности (Даниленко, Рычков, Чмыхов). Большое количество стел, найденных в Крыму, рядом исследователей (А,А Щепинский, Д.Я. Телегин) относятся носителям «кеми-обинской культуры». В свою очередь они предлагали гипотезу, согласно которой, представители ямной культуры, проникавшие в общность кеми-обинцев перенимали обычаи изготовления стел. Делом рук этих отдельных групп являются поздние грубообработанные стелы.

В настоящее время на территории Крыма найдены 35 каменных стел, которые, по всей видимости, были изготовлены для последующей установки над курганным погребением. Все они были выявлены в районах с выходом камня – на Керченской полуострове (13), в Предгорном Крыму (6), и Северо-Западном Крыму (14). Условия их обнаружения различны. Например, одна из наиболее выразительных стел, найденная у с. Казанки Бахчисарайского района, располагалась вблизи курганов. Но, ввиду отдаленности, не может быть с полной уверенностью отнесена к погребениям. В целом по условиям находок все стелы разделены на три группы:

  1. Являющиеся элементом погребальной конструкции в составе перекрытия
  2. Обнаруженные либо в насыпи кургана, либо в составе кромлеха, или рядом, но не привязанные к определенному погребению
  3. Случайно найденные

К последней группе относятся наиболее известные и интересные стелы, обнаруженные в 1950-60-х гг. в Крыму у поселений Верхоречье, Казанки и Ак-Чокрак, а также стела из Тиритаки. Из всех выявленных изваяний лишь они имеют изображения. Остальные представлены достаточно простыми рельефными формами. Тщательно отшлифованные диоритовые приблизительно полутора-метровой высоты изваяния завершаются полукруглыми выступами, имитирующими головы. Внизу они грубо обколоты, чтобы удобней было вкапывать в землю, возможно, в вершину кургана. Рассмотрим эти стелы подробнее.

стелы_0.png В 1953 г. у с. Казанки в горном Крыму было обнаружено каменное антропоморфное изваяние — одно из серии аналогичных скульптур, распространенных в III — начале II тыс. до н. э. в Северном Причерноморье. На изваянии низким рельефом обозначены лицо в виде буквы Т, руки и пояс. Все это вполне обычно для антропоморфных стел бронзового века. Необычно же то, что ниже пояса на стеле помещены две дополнительные фигурки людей. Они стоят в геральдической позе — расставив ноги, протянув друг к другу руки на уровне плеч в центре композиции и подняв полусогнутые руки над головой по ее краям. Издавший стелу А. А. Щепинский, интерпретировал это изображение как сцену ритуального танца при погребении.

В 1967 г. недалеко от Казанков в урочище Ак-Чокрак на территории Бахчисарайского эфиросовхоза найдено другое изваяние, очень похожее на первое. И здесь рельефно обозначены лицо в виде буквы Т, руки и пояс; и здесь ниже пояса две фигурки людей. Но есть и отличия: за пояс заткнут топор, а на оборотной стороне статуи мы видим двух животных, вероятнее всего лошадей. Они ориентированы в ином направлении, чем фигурки людей, вдоль, а не поперек длинной оси стелы и стоят одна за другой, а не в геральдической позе. Положение рук у людей также не совсем такое, как в Казанках: поднятые вверх руки находятся тут в центре композиции, а не по ее краям; руки, обращенные вовне, полусогнуты и опущены. Повторение дополнительных фигур со стелы из Казанков еще на одном крымском изваянии показывает, что перед нами отнюдь не случайная деталь, а какой-то важный для создателей антропоморфных памятников сюжет. Иное положение рук у человечков; то, что двум фигуркам людей соответствуют две фигуры лошадей, заставляет с осторожностью отнестись к предположению, что и на этой стеле изображен ритуальный танец.

На трех стелах (Верхоречье, Казанки, Ак-Чокрак) в нижней части в характерной позе изображены пары «близнецов», а на стеле из Верхоречья есть и изображения животных. Зеркальная симметрия «близнецовой» пары, стиль изображений и поза фигур с характерным «овальным» изгибом рук указывают на несомненную принадлежность этого круга изображений к единому художественному канону.

тиритака_0.pngВ высокой степени интересной является находка в Тиритаке двух превосходно сохранившихся, высеченных из известняка антропоморфных стел (рис. 3) (третья, аналогичная стела, оказалась сильно фрагментированной). Стелы были в свое время использованы в качестве строительного материала: они обнаружены в кладке фундаментов монументальной стены одного из городских сооружений, относящегося, по-видимому, к V в. до н. э. Очевидно, где-то в районе Тиритаки находились восходящие к глубокой древности туземные погребения, с которыми и были связаны эти стелы. Обе стелы в схематизированной форме воспроизводят человеческие изображения, причем скульптурное оформление этих изваяний до такой степени примитивно, что они по существу чрезвычайно близки к памятникам типа менгиров. Плиты, суживаясь книзу, в верхней части имеют прямоугольные очертания с небольшим округлым выступом посредине, изображающим голову. Все изобразительные элементы, выполненные в виде плоского рельефа, сосредоточены на передней стороне стел, тыльная сторона их имеет гладкую поверхность. Одна из стел (высота - 1,28 м, наиб. ширина - 0,63 м, толщина - 0,13 м) изображает женщину, как это явствует из наличия схематически обозначенных грудей.

Вторая стела (высота - 1,40 м, наиб. ширина - 0,55 м, толщина - 0,17 м), не имеющая этих признаков, является, очевидно, изображением мужчины. Глаза и рот выполнены в виде небольших углублений. По обеим сторонам от головы изображены руки - вдоль верхнего края плиты высечены плоские горизонтальные полосы, долженствующие обозначать плечи, которые затем переходят под острым углом в предплечья и заканчиваются громадными кистями рук со старательно, но очень грубо показанными пальцами. Найденные в Тиритаке стелы по характеру трактовки человеческого образа довольно близки некоторым западноевропейским так наз. "статуям-менгирам" эпохи бронзы7. Для датировки тиритакских менгиров решающее значение имеет найденная сравнительно недавно в Румынии, близ Гамангии (Добруджа), "статуя-менгир", изображающая женское божество, чрезвычайно сходное в основных чертах со стелами Тиритаки, хотя по сравнению с последними менгир из Гамангии более усложнен изображением целого ряда дополнительных элементов8. Менгир из Гамангии найден в кургане, датируемом по находкам временем позднего энеолита или даже скорее эпохой развитой бронзы (в районе Нижнего Дуная), т. е. приблизительно серединой второго тысячелетия до н. э.

Список литературы
Тощев Г. Н. Крым в эпоху бронзы. Запорожье: Изд-во Запорожского НУ, 2007. 304 с.
А. А. Формозов. О древнейших антропоморфных стелах Северного Причерноморья. СЭ, 1965, № 6, стр. 179—181