Золотые браслеты, гривна и серьги из Ногайчинского кургана

В 1974 г. А. А. Щепинский исследовал впускное захоронение в кургане эпохи бронзы у с. Червоное Нижнегорского района (Ногайчинский курган № 4) с богатым женским погребением I в. Находки из кургана, являются шедевром ювелирного искусства. Остановим внимание на гривне, серьгах и браслетах.

Гривна. Великолепная 4-витковая гривна из Ногайчинского кургана выполнена из золота в полихромном стиле. Характерные для нее стилистические черты зафиксированы на некоторых изделиях из Сибирской коллекции. Однако по технике исполнения, художественной манере, по идее произведения ногайчинской гривне наиболее близки браслеты из кургана Хохлач. Примечательно, что следов ношения данного украшения при жизни не зафиксировано. В сжатом состоянии высота гривны составляет 14 см. Украшение прочно фиксировало подбородок и шейный отдел похороненной женщины. По всей видимости гривна могла быть накручена на шею лишь один раз, и сделано это было непосредственно перед погребением.

уе.jpgГривна имеет четыре витка выполненных из круглой в сечении (0,6 см) проволоки. На окончаниях украшения находятся напаянные фризы исполненные в виде трёх грифонов. На верхнем крае фриза располагается фигурка орлиноголового грифона с высокой, повёрнутой назад, шеей,  серповидными крыльями и поджатыми трёхпалыми лапами. Оперение крыльев изображено с помощью косых насечек, рельеф шеи и груди выполнен крестообразными насечками. Поджатый хвост, рёбра, мышцы плеч и бёдер обрамлены стеклянными вставками синего цвета.

Следом находится второй грифон, волкоголовый. Голова направлена вперёд, длинные уши прижаты к затылку, хвост поджат, серповидное крыло отходит вверх от плеча, лапы трёхпалые. Шерсть и оперение изображены крестовидными насечками и косыми линиями. Глаз, крыло, рёбра, ухо, мышцы плеча украшены синими стеклянными вставками.

Далее располагается львиноголовый грифон. Его четырёхпалые лапы с прослеживающимися когтями поджаты. Голова развёрнута, рельефными завитками по бокам от носа передана грива. На хвост нанесены рельефные насечки, а окончание выполнено в виде орлиной головы. Рёбра, бёдра, уши, глаза и окончание хвоста дополнено вставками из синего стекла.

Сюжет нижнего фриза, с некоторыми изменениями, повторяет верхний. Фризы исполнены техникой круглой скульптуры. Украшение не полировали и, по всей видимости, изготавливали специально для погребения.

Untitled-7.jpgСерьги. Серьги выполнены из золота. Основой украшений выступают круглые щитки украшенные по центру кабошонами (способ обработки драгоценных камней) изумруда. Вставку окружают белые и чёрные треугольники из эмали, которые располагаются по кольцу, внутри кольца напаяна витая проволока.

Подобная проволока составляет контур ботрика щитка. Выше от щитка располагается, окруженный витой проволокой,  овальный каст со вставкой из агата. По бокам находятся две круглые вставки из зелёного стекла, украшенные золотыми бусинами. Ниже всей композиции, к верхнему краю центрального щитка прикреплены две золотые волюты со вставкой из сердолика, украшенной по центру золотой бусиной. К низу от центрального щитка закреплены две вставки изумруда круглой формы, между которыми находится золотая петелька с зернью. В ней подвижно закреплена стержневидная подвеска, окончанием которой выступает кубик и две напаянные волюты в центре. К нижним круглым вставкам примыкают три цепочки с сердоликовыми и стеклянными бусинами на концах. На тыльной стороне каждой серьги находится припаянные застёжки-крючки. В длину серьги имеют размер 5,2 см.  

ыавпм.jpgБраслеты. Корпус, двух золотых ручных браслетов, кольцевидный, полый с уплощенной поверхностью, к внешним краям напаяны две рифленые проволоки. Между ними находятся 53 золотые проволочки, на которые нанизан речной жемчуг. В центре нижней стороны расположены три низки бус из стекла, которые разделены золотыми колечками с зернью. К отверстиям по концам украшений вставлены парные скульптурные композиции – Эрот и Психея. Эрот находится в полуобнаженном виде. Психея одета в закрытый хитон. Со спины обе фигурки покрыты широким плащом, который соединяется на передней части фигурок. Психея держит Эрота левой рукой за бедро, а правой обнимает его талию. Из под плаща виднеется правая рука Эрота, которой он обнимает Психею за плечи, левая рука находится на её щеке. Пара улыбается, детально изображены волосы, пальцы и складки одежды. На одном браслете к фигуркам припаяна золотая проволока, которая закрепляет небольшой изумруд по центру композиции. Между головами фигурок располагаются замки. На одном браслете он выполнен из прямоугольной гранённой золотой пластинки украшенной вставкой из циркона трапецевидной формы. Второй замок сделан аналогичным образом, отличает его пластинка овальной формы с эллипсоидной цитриновой вставкой. Толщина браслета составляет 1,66 см, его диаметр – 10,3 см, фигурки высотой в 3,7 см, замки размером в 3,1 см х 1,8 см и 3,4 см х 2,75 см.

Список литературы
Зайцев Ю.П., Мордвинцева В.И. Ногайчинский курган в степном Крыму // Вестник древней истории. – 2003. – № 3. – С. 61–99.
Симоненко А.В. Сарматы Таврии. – К.: Наукова думка, 1993. –144 с.
Щепинський А. Скарби сарматської знаті // Вісник АН УРСР. – 1977. – № 10. – С. 75–76.
Мордвинцева В., Трейстер М. Произведения торевтики и ювелирного искусства в Северном Причерноморье во II в. до н.э. – II в. н.э. – Симферополь–Бонн, 2007. – Т. 1. – 308 с.