"Зверь" и "птица" из Темир-Горы

Давно и хорошо известны два предмета, чье назначение, вместе с тем, остается непонятным. Эти находки – два резных костяных изделия из основного погребения кургана Темир-Гора в Крыму. Памятник исследовал А.Е. Люценко с 30 марта по 31 мая 1870 г. Сохранилось описание погребения из дневника Люценко:

… В открытии, с северной стороны кургана, близ центра его под теми же завалами, почти круглой ямы, № 81, длиною 2, шириною 1 ½ и глубиною 2/3 саженей, вырубленной в скалистом материке и заключавшей в себе только одного, лежавшего головою на запад, человеческого остова, при костях которого найдено: у ног – один раздавленный землёю и камнями глиняный кувшин, с изображением на желтом поле черною и красною красками разных зверей в древнейшем стиле (кувшин этот, которого все черепки собраны, может быть вполне реставрирован); возле левой руки – один бронзовый загадочного значения прутик, в золотой оправе, поврежденный окисью бронзы, костяное от чего-то, состоящее из двух частей украшение, фантастической формы, с весьма курьёзною на нём резьбою, шесть костяных конической формы трубочек, с двумя бронзовыми, по-видимому принадлежащими к ним наконечниками, и восемь маленьких, костяных вещиц, в виде пуговок и закруглённых цилиндриков; возле же головы означенного остова – ничего не оказалось.

Это «украшение» представлено двумя резными костяными или роговыми изделиями в скифском зверином стиле – одно из них выполнено в виде объёмной фигуры свернувшегося кошачьего хищника, другое представляет собой объёмную голову хищной птицы, дополненную парными изображениями ещё трёх животных.

artamonov-mi-1966-016s.jpgНавершие в виде объёмной фигуры свернувшегося кошачьего хищника представляет собой небольшой предмет практически треугольной формы, вырезанный из кости или рога, с центральным отверстием-втулкой, со следами залощённости на резной поверхности. Максимальная ширина изделия – 3 см, толщина – 1 см, диаметр центрального отверстия-втулки – 1,1 см, сквозного отверстия в ухе животного – 0,3–0,4 см. Изображение свернувшегося кошачьего хищника является объёмным, но проработанным детально только с лицевой, верхней стороны.

С обратной, нижней стороны и с трех боковых сторон фигура расчленена на смысловые объёмы, повторяющие в своих очертаниях членение фигуры хищника с лицевой стороны изделия. Основные детали фигуры – окончания лап, ухо, окончание морды – с лицевой стороны переданы барельефными окружностями с углублением или сквозным отверстием в центре; глаз – простым округлым углублением. Окончание хвоста, свернутое в кольцо, расположено перед мордой зверя, что сближает стилистику этого изображения с целым рядом изображений свернувшегося кошачьего хищника эпохи скифской архаики. Центральное отверстие-втулка с лицевой стороны отделено от изображения фигуры зверя тонким и невысоким рельефным бортиком.

artamonov-mi-1966-015s.jpgОкончание оформлено в виде объёмной головы хищной птицы, дополненной изображениями животных. Это объёмный продолговатый предмет из кости или рога, выполненный в технике круглой скульптуры достаточно квалифицированным резчиком, со слепой втулкой в широкой части изделия. Максимальная длина предмета– 4,5 см, диаметр в широкой части – 2 см, внутренний диаметр втулки – 1,1 см, глубина втулки – 2 см. С боковых сторон изделия имеются сквозные отверстия для штифта, проходившего перпендикулярно через втулку, расположенные с небольшим смещением относительно друг друга, с помощью которых предмет крепился. Диаметр отверстий – 0,3 см.

Голова хищной птицы изображена с учётом таких реалистических черт, как округлый глаз с глазницей и зрачком, сильно загнутый клюв, под нижней частью которого показаны характерные складки, восковица. При взгляде на голову хищной птицы сверху хорошо заметно, что глаза изображены не симметрично, что, возможно, связано с незначительной композиционной асимметрией боковых сторон предмета. Изображение головы хищной птицы дополнено тремя парными изображениями животных.

В широкой части окончания, за круглой головой птицы, вырезаны лежащие с подогнутыми ногами звери. Барельефные изображения их тел огибают с двух сторон широкую часть окончания и объединяются наверху единой объёмной головой. Как бы огибая круглую голову хищной птицы снизу и спереди – в основании клюва и восковицы, размещаются парные барельефные изображения животных с длинным туловищем, довольно длинными передними лапами, слегка вытянутой мордой и длинными, округлыми на концах ушами – возможно, зайцев. Наконец, на клюве хищной птицы, между его загнутым кончиком и выделенной восковицей, имеются также парные барельефные изображения голов животных типа куланов – их круглые головы, с намеченным глазом, обращённые мордой к восковице, имеют длинные, заострённые на конце уши, характерные для копытных животных.

прорисовка.png

Общее количество трактовок описанных выше резных изделий достигает целого десятка: навершие лука, навершие псалия, деталь конской узды, украшение колчана, ременная обойма – для предмета в виде головы хищной птицы; принадлежность конской упряжи, пуговица, бляха для украшения колчана, деталь горита, определитель диаметра древков стрел – для предмета в виде фигуры свернувшегося хищника.

А.Е. Люценко, как следует из приведённого выше текста, однозначно указывает на соотнесённость двух резных изделий, трактуя их как украшение какого-то неизвестного, но одного предмета. Э.В. Яковенко вполне убедительно реконструировала наличие в основном погребении Темир-Горы колчана со стрелами, а возможно, и налучья (горита). Колчан/горит находился с левой стороны от погребённого, как и в целом ряде других погребений скифского периода; на ношение его на левом боку указывает и скифская изобразительная традиция. Вместе с сохранившимися деталями колчана/горита и стрел были обнаружены и рассматриваемые резные изделия. Ситуация нахождения сходных, но менее эффектно оформленных предметов вместе с колчаном или горитом не уникальна.

Е.В. Черненко в исследовании, посвящённом скифским лучникам и их снаряжению, приводит как минимум семь случаев, когда в непосредственной связи с колчаном/ горитом обнаруживались простые и орнаментированные цилиндрические навершия со сквозными втулками и дополнительными отверстиями и окончания в виде птичьих голов со слепой втулкой в основании. При этом, как отмечает и сам Е.В. Черненко, «…место их в составе горита сейчас установить и можно соотносить с изображениями бараноптиц (грифобаранов), то только в качестве композиционной параллели, хотя и в таком случае оно заметно выпадает из представленного ряда.

Смирнов Н.Ю. считает, что эти предметы не относятся к гориту или колчану, а являются составными деталями отдельного предмета, который действительно мог располагаться в непосредственной близости от горита/колчана или даже в нём. Ученый полагает, что они входили в конструкцию плети или нагайки – неотъемлемой составляющей снаряжения кочевника, а также воина-всадника, в том числе скифского времени. Именно навершием и окончанием рукояти плети, по Н.Ю. Смирнову, и являются два резных предмета из Темир-Горы.

реконструкция плети.png

Список литературы
Смирнов Н.Ю. Зверь и птица из Темир-Горы // Боспорские исследования. - вып. XXXI
Яковенко Э.В. Древнейший памятник искусства скифов // СА. – 1976а. – № 2. – С. 236–240.