Ампулы с изображением св. Мины

Целый ряд находок ранневизантийского времени из разных центров Крыма, может служить доказательством довольно раннего появления здесь института паломничества к святым местам. Свидетельством поклонения Мине, египетскому святому IV века, являются ампулы, использовавшиеся для святой воды или ароматических масел и привозимые пилигримами из далеких путешествий. Они были одной из разновидностей евлогий (благословений), которые охраняли в пути и с которыми переносилась в родную землю часть благодати посещенного священного места.

Обычно ампулы изготавливались из недорогих материалов – глины, свинца или бронзы, а потому стоили недорого и были широко распространены. Изображения и надписи на ампулах позволяют соотнести их с определенными христианскими монастырями или иными культовыми местами, что дает возможность проследить паломнические связи населения того или иного центра. В Отделе археологических памятников ГИМ хранится ампула с изображением св. Мины, происходящая из Керчи. К сожалению, точного паспорта находка не имеет, так как была приобретена “на торгу” в 1893 г. Ампула округлая, немного вытянута в верхней части, обе стороны оттиснуты в рельефной форме, швы заглажены не очень аккуратно.

1-я ампула.png

На обеих сторонах представлено изображение св. Мины в позе «оранта», внизу – припавшие к его ногам верблюды. По бокам от головы святого с одной стороны – изображения четырех рельефных точек, расположенных в виде креста, с другой – плохо оттиснутые кресты или, возможно, аналогичные точки. Изображение окружено точечным ободком, заключенным между двумя валиками. Ручки ампулы и бóльшая часть горла утрачены. Размеры – 7.8 × 6.2 см. Глина – светло-коричневая или желто-коричневая, с едва заметными блестками и белыми известковыми включениями. Поверхность сосуда – неровная, детали изображения оттиснуты плохо и нечетко.

Вторая ампула, также хранящаяся в фондах ГИМа, происходит из раскопок К.К. Косцюшко-Валюжинича в Херсонесе в 1898 г.  В Отчете о раскопках за 1898 г. никаких сведений об ампуле нет. В описи Отдела византийских древностей № V, хранящейся в Отделе археологических памятников ГИМ, существует следующая запись: “Круглая двусторонняя с рельефным изображением».

2-я ампула.png

Ампула – округлая, оттиснута в двух формах, шов между двумя половинками хорошо заметен; на нем фиксируются отпечатки пальцев мастера по сырой глине. В центре – медальон с изображением св. Мины в позе «оранта», в коротком хитоне и длинном плаще между двумя крестами; внизу по бокам – два коленопреклоненных верблюда. Изображение окружено точечным ободком, заключенным между двумя валиками. Горло и ручки утрачены, на поверхности ампулы заметны трещины. Размеры – 5.9 × 5.6 см. Детали хорошо проработаны, все контуры фигур различимы. Глина более темного тона, чем у ампулы, происходящей из Керчи, – коричневая или темно-коричневая.

Подобные ампулы традиционно связываются с монастырем Абу Мины, центром почитания св. Мины, расположенным в 45 км юго-западнее Александрии. Уникальность найденных ампул прежде всего состоит в том, что это первые, и пока единственные, находки подобных изделий на территории Крыма. В свое время известный исследователь средневекового Херсона А.Л. Якобсон отмечал, что “глиняные ампулы… в Херсонесе вообще, насколько знаем, не были еще найдены”.

В то же время В.В. Латышев указывал, что “…по сообщению Е.М. Придика, в Керчи в коллекции А.В. Новикова хранятся две ампулы с именем св. Мины, найденные, по словам владельца коллекции, в Керчи”. Он же не исключал того, что они могут не иметь отношения к Северному Причерноморью. К списку аналогий можно добавить еще один экземпляр ампулы св. Мины, также хранящийся в ГИМ, и, происходящий из Египта. Одна из сторон ампулы близка описанным выше, на второй представлен мальтийский крест в центре и полустертая надпись ΤΟΥ [Α] ΓΙΟΥ [ΜΗΝΑ]. Размеры – 5.8 × 7 см. Ампула выполнена очень грубо, оттиск – низкого качества. Глина – желто-коричневая, с белыми включениями.

ампула из египта.png

Датировка ампул с изображением св. Мины традиционно широка: VI–VII вв. Верхняя дата ограничена арабским завоеванием Египта (639–654 гг.). В результате раскопок в Ком-эль-Дикка все ампулы были получены из стратифицированных комплексов. Согласно периодизации, предложенной З. Кисс, крымские ампулы относятся к III периоду производства, т.е. к 610–650 гг. Впрочем, полностью исключить вторую половину VI в. н.э. также нельзя – монастырское производство “сувенирной продукции” существовало долго, а иконография изображений на ампулах на протяжении длительного времени оставалась неизменной. Ампула из Египта, вероятно, более ранняя, чем крымские, и датируется в пределах 560–610 гг.

О распространении глиняных ампул с изображением св. Мины в Крыму есть косвенные данные. Так, в могильнике Лучистое найдены двухсторонние медальоны, состоящие из двух штампованных из тонкой бронзовой пластины половинок, соединенных пастовым заполнением. Диаметр – 2.1 и 2.2 см. На одной стороне медальонов изображен св. Георгий на коне, поражающий змея, на другой – св. Мина в сопровождении рельефным изображением”. Самые ранние ампулы датируются временем правления императора Зинона (474–491 гг.). А.И. Айбабин справедливо полагает, что изображение св. Мины на медальонах могло быть заимствовано с глиняных ампул.

Находки керамики V–VII вв. из Северной Африки хорошо известны как в Херсонесе, так и на Боспоре. В Северном Причерноморье известны находки как краснолаковых сосудов, так и тарных амфор достоверно североафриканского производства. Также фиксируются немногочисленные находки африканских светильников, происходящие в основном из Херсонеса; на Боспоре их находки уникальны. Значительно больше в Северном Причерноморье известно керамики и светильников, происходящих из Сирии или Палестины.

По мнению С.Б. Сорочана, св. Мина был популярен в Крыму потому, что “он не только обладал даром исцеления, но и являлся покровителем путников и торговцев, путешествовавших по местным дорогам и центрам хоры Дори”. Херсонесские паломники, судя по всему, совершали путешествия в далекий Египет. Из Херсонеса происходят также находки амфорисков из Эфеса, возможно, связанных с культом св. Иоанна Крестителя. В Херсонесе также известны евлогии с изображениями св. Фоки. О.В. Ошарина не исключает, что ампулы с изображением св. Мины могли послужить “прототипом для создания образа св. Фоки”. Две ампулы с изображением св. Мины из Керчи и Херсонеса свидетельствуют о присутствии в этих центрах в VI–VII вв. христиан, возможно, совершавших паломничества в Египет.

 

Список литературы
Журавлев Д.В. Две глиняные ампулы с изображением святого Мины из Крыма // Российская археология. 2012. № 3. С. 91-96.
Айбабин А.И., Хайрединова Э.А. Медальоны с изображениями святых из раннесредневековых могильников области Дори // Символ в философии и религии. VI Крымская Междунар. конф. по религиоведению: Тез. докл. и сообщ. Севастополь, 2004