Тавры и кизил-кобинская культура (VIII - III вв. до н.э.)

ТАВРЫ И КИЗИЛ-КОБИНСКАЯ КУЛЬТУРА (VIII – III вв. до н.э.)

В VIII в. до н.э. в предгорном Крыму сформировался этнос, который в последствии стал известен античным авторам как тавры. В античных источниках тавры отображаются как жестокие варвары, живущие в горах на побережье Крыма и занимающиеся пиратством и грабежом. В археологии с таврами связывают поселения и могильники кизил-кобинской культуры, расположенные в предгорьях, а также могильники из каменных ящиков Главной гряды и на южном побережье.

Предполагают, что тавры сформировались путем консолидации части племен, населявших предгорный Крым в эпоху поздней бронзы (в начале I тыс. до н.э.).

02_4.jpg

Первые поселения кизил-кобинской культуры появляются в VIII вв. до н.э. В VI – V вв. до н.э., тавры расселяются по всему предгорному Крыму, от Севастополя до Феодосии, заселяют Главную гряду крымских гор, где появляются могильники из каменных ящиков. На рубеже VI – V вв. до н.э. часть тавров мигрирует на азовское побережье Керченского полуострова, где ими были оставлены могильники из каменных ящиков. В IV в. до н.э. тавры покинули Главную гряду и Южный берег, с этого времени территория их проживания ограничивается только предгорьями. В III в. до н.э. кизил-кобинская культура прекращает свое существование. Считается, что во III – I вв. до н.э. тавры продолжали жить среди поздних скифов, на их поселениях. В I в. н.э. они были полностью ассимилированы скифами.

4e_0.JPGПамятники, ассоциирующиеся с таврами, делятся на две группы (хозяйственно-культурных типа): 1) Памятники кизил-кобинской культуры предгорного Крыма (VIII - III вв. до н.э.). Это поселения и примыкающие к ним могильники из каменных ящиков. Характерной чертой является лепная керамика кизил-кобинского типа. Основой хозяйства населения, оставившего кизил-кобинские памятники было земледелие и скотоводство.

2) Таврские могильники из каменных ящиков горного Крыма (VI – V вв. до н.э.). Их делали из массивных плит. Поселения отсутствуют (кроме поселения на горе Кошка). В погребениях нет лощеной кизил-кобинской керамики с врезным орнаментом. Согласно античным письменным источникам варвары, населявшие в VI – V вв. до н.э. горный Крым были пиратами.

На основании этих различий в отечественной науке с 30-х гг. XX века и до сегодняшнего дня ведется дискуссия о принадлежности кизил-кобинской культуры к таврам. В поддержку того, что это памятники оставлены таврами обычно приводят следующие аргументы: 1) античным авторам не было известно о другом народе, прожевавшем в то время в предгорном и горном Крыму; 2) кизил-кобинские и таврские каменные ящики близки по конструкции и погребальному обряду; 3) почти все типы вещей из кизил-кобинских и таврских могильников одинаковые.

Поселения кизил-кобинской культуры открыты в предгорном Крыму. Среди них Уч-Баш, Инкерманское23_0.jpg, Балаклавское, Ашлама-Дере, Кизил-Коба, Симферопольское, Шпиль и др. Все поселения не укрепленные. Они были застроены небольшими полуземлянками и наземными домами, которые делали из обмазанного глиной плетня, крепившегося на каркас из бревен. Рядом с постройками располагались многочисленные хозяйственные ямы. Зачастую в хозяйственных ямах находят кизил-кобинские лепные сосуды, с VI в. до н.э. появляется скифская лепная керамика, на поселениях IV в. до н.э. встречаются осколки античных амфор и посуды, иногда сохраняются остатки злаковых культур и кости животных. Кизил-кобинская керамика черного цвета с заглаженной до блеска поверхностью (чернолощеная), часто украшалась простым, но разнообразным врезным орнаментом, который заполняли белой пастой. Иногда посуда украшалась валиками из глины, которые лепились на поверхность сосуда. Изредка на поселениях находят бронзовые украшения и предметы вооружения, изделия из кости (иглы), камня (топоры) и кремня (вкладыши серпов, ножевидные пластины, нуклеусы, ретушированные отщепы). На поселении Шпиль найдены примитивные глиняные фигурки людей и животных. Могильники предгорного Крыма, расположенные рядом с поселениями, представлены каменными ящиками, сложенными из каменных плит, часто окруженными кромлехами. Иногда погребения совершали в ямах, перекрытых каменными плитами. В могилах находят остатки от нескольких десятков до 2-3 погребенных. Их клали в скорченном положении на боку, иногда в вытянутом положении на спине. Вместе с умершими в погребения опускали кизил-кобинскую и скифскую керамику. Встречаются бронзовые украшения характерных таврских типов (гривны, серьги, височные подвески, кольца, перстни, браслеты, бляшки). Редко находят предметы вооружения и конская сбруя киммерийских и скифских типов. По всей видимости, оружие и конскую упряжь тавры получали от кочевников, обитавших в степном Крыму.

25.JPGТаврские могильники горного Крыма датируются VI – V вв. до н.э. От предгорных они отличаются монументальностью каменных ящиков. Их складывали из пяти крупных плит, из которых четыре вкапывались в землю и служили в качестве стенок, пятой ящик накрывали сверху. Ящик использовали для многократных захоронений. Умерших укладывали в скорченном положении на боку. Когда ящик заполнялся, для совершения новых захоронений, его очищали, оставляя только черепа. Погребальный инвентарь не особо отличается от кизил-кобинских могильников предгорья. В ящик клали вооружение скифских типов, различные бронзовые украшения, стеклянные бусы греческого производства и морские раковины. Главное отличие от могильников предгорий – отсутствие лепной кизил-кобинской посуды.

На рубеже VI – V вв. до н.э. появляются могильники из каменных ящиков на Керченском полуострове. Они схожи с кизил-кобинскими погребальными сооружениями, предгорного Крыма: каменные ящики, окруженные кромлехами, использовались для многократных захоронений, среди погребального инвентаря находят простые бронзовые украшения, иногда встречается кизил-кобинская керамика. В них хоронили в вытянутом положении на спине. В инвентаре отсутствуют характерные для тавров бронзовые украшения. Встречаются вещи античного производства (керамика, зеркала, перстни), что не характерно для таврских могильников.

Помимо собственных поселений тавры иногда жили в греческих городах. Характерные кизил-кобинская 28.JPGсосуды с врезным орнаментом, заполненным белой пастой, найдены при раскопках Херсонеса, Керкинитиды и на Боспоре. Кизил-кобинская керамика встречается в скифских степных погребальных памятниках. В двух случаях зафиксировано парное захоронение мужчины и женщины. При этом мужчина похоронен по скифскому обычаю на спине, а женщина в скорченном положении на боку, что характерно для тавров. На позднескифских городищах и могильниках керамика, сделанная в кизил-кобинской традиции, встречается до II – I вв. до н.э., в I в. н.э. она исчезает.

О духовной культуре тавров сказать можно не много. В некоторых крымских пещерах обнаружены обломки кизил-кобинской керамики, кости людей и животных. В пещере Ени-Сала II находился сталагмит, увенчанный черепом животного, а на стене пещеры МАН имеются изображения человеческого лица и креста. На этом основании исследователи предполагают, что там находились святилища тавров, связанные со скотоводческим культом. Из античных письменных источников известно, что тавры поклонялись богине Деве, которой приносили в жертву, захваченных в плен греческих мореходов. Головы пленных врагов они надевали на шесты и устанавливали над дымоходами своих богов, превращая их, таким образом, в стражей своих домов.

Список литературы
1. Колотухин В. А. Горный Крым в эпоху поздней бронзы – начале железного века. – Киев, 1996.
2. Крис Х. И. Кизил-Кобинская культура и тавры. – М.,1981.
3. Храпунов И.Н. Этническая история Крыма в раннем железном веке. Боспорские исследования. Вып. VI. – Отв. Ред. В.Н. Зинько. Симферополь-Керчь. – 2004. – С. 45 – 66.