Сарматы

САРМАТАТЫ И АЛАНЫ

Сарматы – древний кочевой народ, заселявший обширные пространства степной полосы Евразии от Уральских гор до Дуная.  Наименование сарматы известно нам из письменных источников, так древние авторы называли кочевников, проживавших в степях к востоку, и к западу от Танаиса (Дона). В научной литературе этноним сарматы используется для обозначения группы кочевых ираноязычных племен, живших в VII в. до н.э. – IV в. н.э. в степной полосе Восточной Европы, Средней Азии и Приуралья, и объединенных общей археологической культурой. Сарматская культура датируется в рамках VII в. до н.э. – IV в. н.э., традиционно выделяют четыре периода ее развития: савроматский (VII – IV вв. до н.э.), раннесарматский (IV – I вв. до н.э.), среднесарматский (I - II вв. н.э.), позднесарматский (II – IV вв.). Культура савроматов сформировалась к середине VII в. до н.э. на территории Южного Урала, в V в. до н.э. носители этой культуры расселились в междуречье Волги и Дона. Приблизительно в IV - III вв. до н.э. сарматские племена распространяются на территорию Подонья, Северного Кавказа и Приазовья.  Во II в. до н.э. – II в. н.э. сарматы продвигаются далеко на запад, дойдя до Нижнего и Среднего Дуная. В этот период ими активно осваиваются степи Северного Причерноморья. По свидетельствам античных авторов в I в. н.э. на территории Северного Кавказа и Нижнего Дуная появляются аланы, пришедшие из Средней Азии. Во II – IV вв. н.э. аланы занимают господствовавшее положение среди сарматских племен. Аланская воинская знать становится во главе мощного сармато-аланского племенного союза, являвшегося основной силой в степях междуречья Волги и Днепра. В III в. н.э. в Северное Причерноморье вторглись германские племена, под предводительством готов, разделив алан на две группы. Аланы, находившиеся на Дунае и западнее, неоднократно упоминаются в письменных источниках, как сила, действовавшая на юге и западе Европы до V в. н.э. В 427 году они вместе с вандалами через Гибралтар переправились в Северную Африку, где их следы теряются. Еще более мощная группировка осталась на востоке – Нижнем Дону, Приазовье и Северном Кавказе. В Крыму аланы появились в первой половине III в. н.э. В последней четверти IV в. н.э. в Поволжье вторгаются племена гуннов. Это время считается концом сарматской культуры и началом новой эпохи – Великого переселения народов.

По образу жизни сарматы и аланы были типичными кочевниками. Основу их хозяйства составляло скотоводство, главным богатством был скот. Не имея поселений, сарматы постоянно находились в пути, перекочевывая с места на место. Потребности в пище и одежде обеспечивали за счет мяса, молока, шкур и шерсти мелкого и крупного рогатого скота, а также лошадей. Ремесленное производство было развито слабо, производили только самое необходимое (одежду, орудия труда, оружие, лепную посуду и др.) Недостаток в продуктах земледелия и ремесла восполняли путем обмена или набегов. В следствие своего образ жизни и специфики хозяйства сарматы и аланы были вынуждены вести постоянные войны, как между собой, так и с соседями. Война была неотъемлемой частью их жизни. Сарматы оставались решающей силой в Северном Причерноморье до прихода готских племен в III в. н.э.

Раннее присутствие сармат в Крыму фиксируется только по письменным источникам. Представители сарматских племен упоминаются в контексте тех или других исторических событий  III – II вв. до н.э. По всей видимости в это время они обитали за пределами полуострова и появлялись здесь эпизодически и на небольшой срок. Такая же ситуация была и во II – I вв. до н.э., в Крыму не зафиксировано не одного сарматского погребения, датирующегося этим временем. Первые сарматские захоронения появляются в степном Крыму в I в. н.э. Вероятно, в это время на полуострове, на постоянной основе, начинает кочевать какая-то группа сармат. В I – II вв. сарматы постепенно начинают осваивать крымские предгорья. Они селились как на позднескифских поселения, так и на незанятых территориях. В I в. н.э. в предгорьях появляются сарматские подкурганные погребения. С этого же времени на позднескифских некрополях распространяются характерные для сарматов подбойные могилы, черты погребального обряда и вещи. Во II в. в долинах рек Черной, Бельбек, Качи, Альмы, Салгира и Зуи появляются обширные могильники, где хоронили только сарматы. В III в. н.э. на этих же могильниках начинают хоронить появившиеся в это время в Крыму северокавказские аланы. Сармато-аланские могильники используются до конца IV в. н.э., затем оставившее их население под угрозой гуннского нашествие переселятся в горы, где, в последствии, приняли участие в формировании средневекового населения Крыма.

На всей территории своего распространения сарматская культура представлена только погребальными памятниками. В Крыму открыты сарматские погребальные памятники двух типов: 1) подкурганные – оставленные сарматами-кочевниками; 2) грунтовые могильники – возникшие в результате перехода группы сармат к оседлости (или из-за значительного сокращения маршрута их кочевий).

В Крыму сарматских подкурганных погребений открыто не много. В основном, они расположены в степной части полуострова. Несколько открыто в предгорьях, в частности в районе Севастополя (Мамай-Оба, курган у Братского кладбища). Все они датируются в рамках I – II вв. н.э. и сопровождаются бедным и малочисленным инвентарем. На этом фоне своим богатством резко выделяется Ногайчинский курган. В нем похоронена женщина. В качестве погребального инвентаря использовалось много драгоценных вещей: около 500 разнообразных золотых бляшек, золотая гривна, сделанная в полихромном стиле, золотые серьги, диадема с золотыми подвесками, украшенными гранатами, золотые браслеты тонкой работы, золотая брошь, две серебряные чаши, драгоценные фибулы и др.

Крымские сарматские могильники делятся на три группы:

1) Погребения на позднескифских некрополях (Неаполь, Усть-Альма, Альма-Кермен и др.).  В I в. н.э. на позднескифских могильниках появляются подбойные могилы, со II в. они становятся господствующим типом погребальных сооружений. Распространяются признаки сарматской культуры: лепные курильницы, тамги, зеркала-подвески, традиция расшивать одежду бусами и др. Во конце II – начале III в. н.э. позднескифские могильники принимают сарматский облик.

2) Могильники в долинах рек Альма и Бельбек (Скалистое II, III; Бельбек I – IV; Танковое). Они датируются II – 1-й половиной III в. н.э. (кроме Склистого II, дат. II в. н.э. и Бельбека IV, дат. I – серединой III вв. н.э.). В отличие от характерных для степных сармат подкурганных погребений, все эти могильники грунтовые. От позднескифских их отличает отсутствие характерных для скифов склепов. На них хоронили в подбойных могилах, прямоугольных ямах, могилах с заплечиками и плитовых могилах. Входные ямы подбоев часто заполняли камнями, эта традиция была характерна для поздних скифов. Погребальный инвентарь представлен античной керамикой и вещами сарматских типов (лепная посуда, оружие, детали одежды, украшения и др.).

3) Могильники Нейзац, Дружное, Инкерман, Чернореченский, , Озерное III, Суворово и др.) В основном, эти памятники датируются III – IV вв. до н.э. Погребения нейзацкого и чернореченского могильников датируются II – IV вв. н.э. Все могильники грунтовые, без поселений. Главной отличительной чертой данной группы является наличие «аланских» Т – образных склепов. Они состояли из длинной прямоугольной входной ямы и прямоугольной погребальной камеры, которые соединялись между собой дромосом – узким коридором. На крымских могильниках такие склепы фиксируются с III в. н.э. В IV в. н.э. они становятся господствующим типом погребальных сооружений на всех могильниках данной группы. Их появление связывают с продвижением в Крым северокавказских алан. Кроме того, хоронили в подбоях, прямоугольных ямах, могилах с заплечиками и плитовых могилах. Отсутствует традиция засыпать камнями входные ямы. Встречаются захоронения коней. Погребальный инвентарь представлен античной краснолаковой керамикой, лепной посудой, стеклянными сосудами, деталями одежды (пряжки, наконечники поясов, фибулы, бусы), оружием (мечи, кинжалы, наконечники копий и др.), конской упряжью (удила, псалии и др.), украшениями (кольца, браслеты, подвески, серьги) и др.

Список литературы
1. Исследование могильника Нейзац. – Сб. научн. Статей / Под ред. И.Н. Храпунова. – Симферополь: Издательство «ДОЛЯ», 2011. – 273с.
2. Крым в сарматскую эпоху (II в. до н.э. – IV в. н.э.). II. 20 лет исследований могильника Нейзац. Сб. научных статей / Отв. Ред. И.Н. Храпунов. Симферополь, 2016. – 236 с.
3. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. – М.: Наука, 1989. - С. 125 – 146.
4. Храпунов И.Н. Могильник Дружное (III – IV вв. н.э.). – Lublin, 2002.
5. Храпунов И.Н. Этническая история Крыма в раннем железном веке. Боспорские исследования. Вып. VI. – Отв. Ред. В.Н. Зинько. Симферополь-Керчь. – 2004. – С. 125 - 155.
6. Храпунов И.Н. Древняя история Крыма. – 3-e изд., стереотипное. – Симферополь: издательство «ДОЛЯ», 2007. – С.149 - 164.